Назад

Л.Снежко, начальник Управления печати Архангельской области: «Молодежь мало читает районную прессу»

- Людмила Александровна, часто сельский читатель получает районную газету со значительным опозданием. Почему?

- Это проблема почтовой связи. В последние годы она обострилась главным образом потому, что количество почтовых участков, а значит и почтальонов, в целом по области сократилось. Доставка уже не ежедневная, а гораздо реже. Кстати, это стало одной из причин перехода некоторых газет с трехразового выпуска на двухразовый и даже раз в неделю. Читателю, конечно, не нравится. Но это вынужденная мера.

- У многих газет есть своя собственная служба распространения и доставки.

- Да, так называемая альтернативная доставка. Особенно она распространена в городах: Архангельске, Новодвинске, Северо-двинске.

Говорить, что это выгодно, было бы неправильно, потому что возникают дополнительные расходы для газеты. Выгодно, когда несколько редакций содержат одну службу доставки. Более перспективной является такая система. Речь об этом давно идет.

- Людмила Александровна, насколько я знаю, в киосках Роспечати, где, в основном, и продаются газеты, на них делается существенная наценка. Читатель платит за газету больше, чем по подписке.

- Каким образом работает Роспечать? По договорам с редакциями. Сдает редакция газету на продажу, например, по 2 рубля. Но Роспечати хочется заработать и она устанавливает цену : 4 рубля. Это к примеру. Поэтому и возврат, поэтому и денег не дополучают и редакции, и киоски. А установи цену 2.50. Продашь больше.

- Часто читатель открывает газету, а в ней читать по сути нечего. Одна реклама.

- Меньше всего этот упрек относится к информационным газетам, в их числе "районки". По закону рекламы, если это, конечно, не специальная рекламная газета, не должно быть больше 40% от объема газеты, не считая телевизионной программы. Она здесь не учитывается.

Другое дело - рекламное приложение. Но оно должно быть зарегистрировано именно как рекламное приложение к газете.

- Людмила Александровна, раньше, в советское время, редактора можно было "вызвать на ковер". Сейчас эти времена прошли?

- Думаю, что да. В законе о СМИ написано, что учредители газеты не могут вмешиваться в редакционную политику. С редактором учредитель заключает трудовой договор. В нем все условия прописаны.

- Людмила Александровна, я так понимаю, Вы регулярно собираете редакторов районных газет. О чем идет речь на этих встречах?

- Тема вечная и неисчерпаемая - это, безусловно, финансовое состояние редакций. Денег много не бывает. Надо обновлять оборудование, ремонтировать помещения. Да и зарплаты у сотрудников не столь велики. В общем, проблема существует. Хотя, наверное, она есть у всех бюджетников.

Однако, было бы неправильно думать, что только финансы волнуют руководителей "районок". Поэтому на совещаниях обсуждаем и другие актуальные темы: о соблюдении законодательства, исполнительской дисциплине, участии в конкурсах и семинарах и т.д. Приглашаем на наши совещания руководителей и специалистов из других департаментов и служб.

- Больной вопрос - выборы. Как сохранить газете свое достоинство, уважение читателя, не утонуть в потоке компромата, который захлестывает всех нас в агитационный период?

- По действующему законодательству о выборах редакция не вправе вмешиваться в представленный агитационный материал. Вот принес его кандидат - неважно, на платной, или бесплатной основе материал, надо публиковать на той странице и в том номере, которые достались по жеребьевке.

Может редактор высказать замечания по тексту кандидату. Но вносить исправления только с его согласия.

Грубых нарушений избирательного законодательства в районных газетах за последнее время не отмечено, правда, ошибки бывают. Иногда кандидаты обижаются, что кому- то досталось место лучше, кому-то хуже. Но здесь всё определяет жребий.

- Людмила Александровна, поговорим о вельской прессе.

- К сожалению, не со всеми вельскими газетами я знакома. Естественно, больше знаю "Вельские вести". В последнее время газета изменилась в лучшую сторону - больше разнообразной информации, аналитических материалов, новые дизайнерские разработки. Нельзя умолчать и о том, что "Вельские вести" - одна из самых экономически сильных газет.

О других вельских газетах не могу судить, т.к. в управление печати они не поступают.

- Людмила Александровна, а читатель "районки" тоже как-то меняется?

- Читатели районной газеты, как показывают исследования, это, в основном, люди старшего и среднего возраста. Молодежь мало читает районную прессу и это объяснимо - пишут о ней мало. Однако ситуация меняется в лучшую сторону. Стали появляться во многих газетах молодежные и детские страницы. А среди подписчиков - молодые люди, потому что газета пишет о их жизни, их проблемах.

- Раньше была такая рубрика "по следам наших публикаций". Она позволяла наглядно увидеть, что реально сделано, как газета помогла конкретному человеку.

- Вы знаете, эти "последушечки", как их раньше называли, сохранились во многих газетах. Было время, когда рубрика вообще исчезла с газетных полос. И вот сейчас всё это возвращается. Особенно в серьезных изданиях, которые действительно озабочены состоянием дел в районе и стремятся помочь в его улучшении: "Двинская правда", "Онега", "Заря", "Двиноважье" и другие.

- И последнее. Людмила Александровна, каким будет Ваше пожелание журналистам, работающим в районных газетах?

- Пожелание: Наверное, читательской любви.

- Для меня лично, главное качество журналиста - это честность.

- Честность, конечно, неотъемлемое качество журналиста, за это и любят читатели.

- Людмила Александровна, спасибо Вам за беседу.

Виктор ЕРГИН, корреспондент газеты "Вельск-инфо" в Архангельске

Читайте также

все новости