И вот мэтр отечественной журналистики, лауреат,
стильный и обаятельный ведущий посетил alma mater - наш факультет журналистики.
Яблоку было негде упасть в актовом зале факультета. Вопросы сыпались один за
другим, но Парфенов умело и бойко отвечал на все, умело интонируя, тонко меняя
ритм и вызывая смех и аплодисменты студентов. Разговор шел непринужденно, хотя
чувствовалось, как в нескольких случаях былая легкость улетучивалась, и
московский гость чуть "тормозил", явно подыскивая точные слова для ответа.
- Как вы сегодня оцениваете
перспективы качественной прессы у российского читателя?
- Старая советская пресса, видимо, умерла, а новой
традиции пока не создалось. Есть удачные случаи адаптации изданий-таблоидов или
глянцевых журналов. Но вот внедрение еженедельного иллюстрированного
общественно-политического издания типа "Штерна" в ФРГ или "Тайм" в США в
медийную отечественную сферу не удалось. Не факт, что у этой задачи вообще есть
решение. Но хочется надеяться, что нам удастся приучить читателей к нашему
изданию. Хотя очевидно, что тиражи качественной прессы в нашей стране пока не
растут. И подлинного лидера в этом сегменте прессы нет. Издания, предполагающие
массовость, не могут успокаиваться теми низкими тиражами, которые у них есть. По
самым скромным подсчетам, мы проиграем по тиражам такой стране, как Польша, в
сегменте качественной прессы где-то раз в шестнадцать, если судить по реальным
тиражам.
- Как сегодня вы
оцениваете профессию журналиста? Это ремесло или талант?
- Конечно, ремесло. В мечты о таланте я не верю.
Журналистика - это не разовое дело. Нельзя говорить о журналисте, что у него был
гениальный эфир 11 февраля, а потом месяцев через пять он снова прекрасно
выступил. Профессия складывается из постоянной и упорной работы. Хотя есть
некоторые противопоказания по части характера человека. Если он застенчив и
плохо сходится с людьми, то работать ему будет трудно. В журналистике все важно.
Но не нужно путать журналистику с пиаром.
- Что будет с отечественной журналистикой через пять
лет?
- Не знаю. У нас же ведь не линейное
развитие истории. Никто не знал пять лет назад, что будет в нашей стране.
Поэтому за прогнозы не стану браться. Вряд ли стоит ждать изменения отношения
общества к нашей профессии.
- А как же 2008 год?
- Вы
имеете в виду президентские выборы?
- Да.
- Меня везде об этом
спрашивают. Но мне кажется, что сценария этого события у власти пока нет.
- Какие западные телевизионные передачи вы считаете для себя
наиболее интересными?
- Информационные. Новости CNN и BBC. Интересными их делает
то, как там подаются новости. В этом и заключается профессия журналиста: ты
должен знать аудиторию, для которой ты работаешь. Если ты пишешь статью или
делаешь репортаж, то должен чувствовать и, если угодно, просчитывать то, что
найдет у нее отклик.
- А каковы ваши вкусы относительно периодики?
-
Здесь особых предпочтений у меня нет. Но когда работал на НТВ, то обязательно
читал "Пари-матч" и "Ньюсуик". В этих журналах были всегда самые качественные
репортажные фотографии. Быть может, лучшие в мире.
- После увольнения с НТВ вы получали предложения с других
каналов?
- Два
канала мне предлагали разные варианты трудоустройства. Были готовы разные
форматы. Сам я ни к кому не просился. Генеральные продюсеры сами выходили на
меня с предложениями. Но случился "Newsweek", и я сделал свой выбор в его
пользу.
- А почему вы не
ушли с НТВ вместе с Киселевым?
- Повторял и
повторю, что я - не профессиональный революционер. И то, что они 24 часа вещали
о себе в эфире, это выходило за рамки мыслимого приличия. Я господину Киселеву
об этом при личной встрече говорил. Я ушел по своим соображениям, но когда
ситуация изменилась, через десять дней вернулся. И три года делал программу
"Намедни". Надо заниматься профессией, а не борьбой. Поэтому, например, и Елену
Трегубову никогда не приму на работу в журнал или в телевизионную программу.
- Почему?
- Потому что она - слишком борец. Когда я открываю
книгу и на первой странице читаю "кровавый чекистский режим", то тут же
закрываю, потому что мне становится абсолютно неинтересно. А вот Андрея
Колесникова с удовольствием бы взял, потому что на сегодня он - лучший репортер
в стране. Он работает с информацией как никто другой. А информация - вещь сама
по себе самоценная. Она не может быть вредной, полезной, бесполезной. Есть
новость и факт, вокруг которого и должен "плясать" журналист. У нас же иногда
просто придумывают новости. Помню, как в советские времена были модны на
телевидении новости про землепашцев и тракторы. Такие материалы о первой борозде
или о выходе "стальных коней" на поля Родины можно было гнать километры. Сегодня
другое время, и штампы уже не работают.
- Вас никогда не тянуло стать
журналистом-международником?
- В прежние времена
такой возможности особо не было. А после советской власти я практически бывал
где хотел и где мне нужно было для дела. Да и в "Намедни" было немало сюжетов
"оттуда". Хотя помню, как Александр Бовин меня всячески предостерегал от того,
чтобы чересчур увлекаться западной жизнью. Все время он предупреждал: "Ты
старайся избегать штампов. А то вон у одного моего коллеги-международника из
репортажа в репортаж встречаешь - "тихо несет Сена свои мутные воды". Так ведь
можно и про Темзу, и про Рейн, и про Потомак написать!" А то, чем я занимаюсь в
настоящий момент, по сути дела, и есть международная журналистика.
- Вы не собираетесь
преподавать?
- Пока нет. Это совсем другая
профессия.
- Вы помните
свои первые шаги в профессии?
- Было много
разных "первых шагов". Ведь был и юнкором еще до журфака, имел публикации в
Питере. Потом были опыты на телевидении. А затем были "Намедни. 1961-1991". Тоже
был первый шаг. И никто не знал, что делать с кинохроникой. Она вся сплошь
оказалась постановочной. Тогда-то мы и нашли этот прием а-ля "Форрест Гамп",
когда мое изображение вмонтировали в кадры реальной хроники. А затем были
"Старые песни о главном", когда придумалось такое хорошее ретро. В профессии мне
довелось сделать немало таких "первых шагов". И хорошо, что они были.
- Когда вы почувствовали себя
знаменитым?
- Один из первых моих московских
начальников, Эдуард Сагалаев, сказал: "Слава начинается тогда, когда перед твоим
именем и фамилией не пишут должность".
- Ваши ближайшие планы на телевидении?
- Осенью на Первом канале должен выйти четырехсерийный
документальный фильм о Крымской войне. Это будет своеобразное продолжение того,
что мы сделали с Борисом Акуниным про Русско-турецкую войну 1877-1878 годов.
Фильм называется "Война в Крыму". А планов относительно современности пока не
предвидится.
- Какую
последнюю книгу читали?
- Нет времени читать
художественную литературу.
- А как насчет светской жизни?
- Я - не
тусовочный персонаж, потому что у меня практически не бывает свободных вечеров.
В редакции задерживаюсь обычно до одиннадцати вечера.
- Что вам снится по ночам?
- Ничего не снится. В этом смысле я патологичен.
Иногда когда очень устану, то прокручивается в голове то, что не успел за день,
но без отступлений "от конспекта".
- Вы - успешный человек?
-
Как-то неудобно отвечать на такой вопрос. Понимаешь, что сказать "нет" нельзя, а
сказать "да" будет нескромно.
- Можете рассказать свой любимый анекдот?
- Не большой мастер по этой части. Да и те анекдоты,
которые вспоминаю сейчас, слишком уж забубенные да все почти политические.
- Ваш самый крупный провал в профессии?
- Надеюсь, что он еще
впереди.
Сергей ИЛЬЧЕНКО