Назад

Кто ваш информатор?

Когда-то информационные агентства занимались самыми разными новостями - политическими, экономическими, культурными. Сегодня же самый важный для них сегмент - финансовый, более 90% доходов они получают от распространения биржевых сводок и деловой информации. А главными клиентами информагентств стали коммерческие структуры - банки и компании. В результате усиливающейся специализации на рынке деловой информации в табели о рангах информагентств произошли радикальные перемены. Знаменитую "большую пятерку" - Reuters, AFP (Agence France Press), Associated Press (AP), UPI (United Press International) и ИТАР-ТАСС (см. подверстку) - потеснили новые игроки. Так, что теперь с точки зрения новостей (news) лидером мирового рынка считается Dow Jones, за ним следуют Reuters и информационное подразделение корпорации Bloomberg. В сегменте market data (информация о компаниях и рынках) лидируют Reuters, Bloomberg и Moneyline Telerate.

Позиции того или иного агентства, безусловно, очень сильно зависят и от такого критерия, как тип клиента. Как сказал "Эксперту" генеральный директор "Интерфакс-АКИ" Сергей Яковлев, 95% инвестиционных банков читают информацию американского агентства Bloomberg. Трейдеры же предпочитают получать информацию по Reuters, которая установила по всему миру около миллиона терминалов. Reuters - бесспорный лидер и в категории розничных клиентов. Крупные банки и брокеры, как правило, имеют два монитора - Reuters и Bloomberg - чтобы гарантировать себя от временных задержек.

По способу производства информационного продукта его поставщиков можно разделить на три основных типа. Старый подход олицетворяет Reuters, фирменный стиль которого - большое количество собственных корреспондентов, эта компания сама производит новости. Агентства второго типа и сами производят новости, и поставляют данные - свои и других информагентств (того же Reuters, например). Характерный пример такого подхода - Bloomberg. Наконец, третий подход олицетворяет канадская компания Thomson, которая, по определению директора по связям с общественностью The Thomson Corporation Джейсона Стюарта, занимается чистым сбором новостей других агентств - его подразделения Dialog и NewsEdge позволяют пользователям искать и использовать текущие и архивные новости. Thomson является одним из лидеров отрасли (в 2002 году его доходы составили 7,8 млрд долларов). Компания сегодня лидирует в качестве поставщика макроэкономической информации (fundamentals). Thomson поставляет информацию дешевле, чем Reuters и Bloomberg, а осенью прошлого года даже сумел вырвать у Reuters престижный контракт с крупным инвестиционным банком Merill Lynch. Предоставление клиенту максимально широкого спектра ассортимента информации, то есть сразу нескольких агентств, оправдывает себя сегодня в полной мере.

Пути спасения

В последнее время эта тенденция к диверсификации бизнеса информагентств только усилилась. Во многом это связано с тем, что спрос на деловую информацию становится меньше: из-за рецессии многие инвестбанкиры лишились работы (в мире уволено почти 60 тыс. человек). Банки вынуждены сокращать расходы, и это наносит серьезный удар по агентствам классического типа. Так, если в офисе стоят два монитора - один рейтеровский, другой блумберговский, как это принято у крупных компаний, то оставляют, как правило, последний, а от Reuters избавляются.

Ставка Reuters на Multex отражает новые структурные изменения на рынке - клиентам нужна не просто информация, а информация, обработанная специально в соответствии с их нуждами. С помощью Multex Reuters будут пытаться вытеснить из сектора макроэкономической информации своего растущего конкурента - компанию Thomson.

Свою стратегию на рынке пересматривают практически все традиционные игроки не только Reuters, но и "страновые" агентства, такие как китайское "Синьхуа" или отечественное ИТАР-ТАСС. Для этого они, во-первых, проводят диверсификацию своего бизнеса, то есть создают разные линии продуктов для разных типов клиентов. Только если раньше диверсификация была широкая, то сейчас становится узконаправленной: на широкую уже не осталось денег. Во-вторых, они также пытаются переходить к продаже чужого контента. Так, информационное агентство Associated Press предлагает теперь через спутник новости New York Times News Service, производимые дочерним предприятием известной американской газеты New York Times. В-третьих, информагентства пытаются воспользоваться интересом брокеров к информации. Мелкий инвестор с помощью интернет-брокера формально становится таким же полноправным участником рынка, как и крупный банк, а значит, ему необходима качественная аналитика. Проще всего ее получить с помощью тех, кто уже давно и профессионально занимается информацией. Потому сейчас все сайты брокеров имеют множество ссылок на информагентства, у которых есть огромные базы данных.

Reuters постепенно переходит от модели B2B (business-to-business) к B2B4C (business-to-business-for-consumers). То есть информацию поставляют сайтам b2b, на которые потом могут заходить потребители. Типичный пример - веб-приложение Factiva - совместное детище Reuters и Dow Jones, которое позволяет потребителю получить доступ к более чем восьми тысячам источников информации. Технологии позволяют предоставлять доступ к продукту на местном языке пользователей. К примеру, Factiva только что запустила русскоязычный интерфейс для своей информационно-аналитической службы. Прелесть такой системы для компаний в том, Сеть дает возможность получить мгновенную реакцию потребителя, а значит - сделать соответствующий его нуждам контент.

Анастасия Дедюхина
«Эксперт», 24.03.03
www.expert.ru

Читайте также

все новости