Сначала Руперт Мердок, глава News Corporation, заявил, что интернет-СМИ
имеют все шансы вытеснить печатные издания, а его компания намерена сократить
тиражи ряда газет и сосредоточиться на онлайновых проектах. До этого Мердок
никогда особых восторгов по поводу интернета не высказывал, и объяснить это
заявление какой-нибудь сентиментальной ажитацией (как часто бывает в случае с
интернетом) не приходится.
Затем последовал отчет по динамике тиражей
ежедневных газет в США: за последние полгода в среднем тиражи снизились на 2,1%,
а воскресные выпуски газет - на 2,5% по сравнению с тем же периодом прошлого
года. Впрочем, самое интересное - не в статистике, которая «в среднем по
больнице», а по отдельным изданиям. Сильнее всего пострадали локальные издания,
которые хоть и имеют довольно неплохие онлайновые версии, но используют их в
первую очередь для увеличения подписчиков бумажной газеты. А выросли тиражи,
пусть даже совсем незначительно (в пределах 0,24%), у СМИ, которые уже давно
обратили внимание на онлайн и активно развивают это направление, например "USA
Today" и "
New York Times".
Уровень развития сайта той или иной газеты хоть и не может быть
абсолютным фактором популяризации бумажной версии, но дает изданиям
дополнительное преимущество. Все-таки люди проводят за компьютером не круглые
сутки напролет и периодически покупают бумажную прессу просто так, даже не чтобы
узнать новости, а, скажем, в дорогу. По оперативности предоставления новостей
газеты не могут конкурировать с тем же интернетом, и это считается одним из
главных факторов снижения тиражей печатных СМИ. Точнее - именно газет, журналы
от интернета почти не страдают: другой формат чтения и подборки материалов.
В битве за аудитории между разными СМИ наметилась еще одна интересная
тенденция: интернет-проекты пошли в офлайн с разными информационными продуктами.
Популярный сетевой проект компьютерной тематики IXBT стал выпускать одноименный
журнал на бумаге, а Auto.ru в конце мая начинает выпускать бумажный каталог с
объявлениями о продаже автомобилей. Эти ресурсы, с одной стороны, уже обладают
значительной лояльной аудиторией, которая будет пользоваться и бумажными
изданиями под привычной в онлайне маркой. С другой стороны, интернет-проектам
подобные начинания позволяют еще и увеличить свою аудиторию за счет
читателей-традиционалистов, которых в России все еще большинство.
Вообще, российским изданиям еще можно какое-то время не
бояться снижения тиражей под влиянием именно интернета. При помощи интернет-СМИ
можно охватить всего 8% населения РФ. Но эта цифра будет расти, причем довольно
быстро, поскольку молодежь, когда начинает интересоваться новостями, в первую
очередь использует интернет, к которому больше привыкла. Но в чем можно быть
абсолютно уверенным - бумажные СМИ в ближайшие годы даже в США не отомрут, то
есть часть изданий, наверное, и закроется, но останутся очень качественные
издания, новости из которых будут читать в онлайне, а большие аналитические
статьи - на сон грядущий или в дороге.
Антон
НЕСТЕРЕНКО
Другие
публикации газеты «Бизнес» читайте на сайте
www.b-online.ru.