Назад

Кто кого. Тенденции в битве за аудитории между разными СМИ

Сначала Руперт Мердок, глава News Corporation, заявил, что интернет-СМИ имеют все шансы вытеснить печатные издания, а его компания намерена сократить тиражи ряда газет и сосредоточиться на онлайновых проектах. До этого Мердок никогда особых восторгов по поводу интернета не высказывал, и объяснить это заявление какой-нибудь сентиментальной ажитацией (как часто бывает в случае с интернетом) не приходится.

Затем последовал отчет по динамике тиражей ежедневных газет в США: за последние полгода в среднем тиражи снизились на 2,1%, а воскресные выпуски газет - на 2,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Впрочем, самое интересное - не в статистике, которая «в среднем по больнице», а по отдельным изданиям. Сильнее всего пострадали локальные издания, которые хоть и имеют довольно неплохие онлайновые версии, но используют их в первую очередь для увеличения подписчиков бумажной газеты. А выросли тиражи, пусть даже совсем незначительно (в пределах 0,24%), у СМИ, которые уже давно обратили внимание на онлайн и активно развивают это направление, например "USA Today" и "New York Times".

Уровень развития сайта той или иной газеты хоть и не может быть абсолютным фактором популяризации бумажной версии, но дает изданиям дополнительное преимущество. Все-таки люди проводят за компьютером не круглые сутки напролет и периодически покупают бумажную прессу просто так, даже не чтобы узнать новости, а, скажем, в дорогу. По оперативности предоставления новостей газеты не могут конкурировать с тем же интернетом, и это считается одним из главных факторов снижения тиражей печатных СМИ. Точнее - именно газет, журналы от интернета почти не страдают: другой формат чтения и подборки материалов.

В битве за аудитории между разными СМИ наметилась еще одна интересная тенденция: интернет-проекты пошли в офлайн с разными информационными продуктами. Популярный сетевой проект компьютерной тематики IXBT стал выпускать одноименный журнал на бумаге, а Auto.ru в конце мая начинает выпускать бумажный каталог с объявлениями о продаже автомобилей. Эти ресурсы, с одной стороны, уже обладают значительной лояльной аудиторией, которая будет пользоваться и бумажными изданиями под привычной в онлайне маркой. С другой стороны, интернет-проектам подобные начинания позволяют еще и увеличить свою аудиторию за счет читателей-традиционалистов, которых в России все еще большинство.

Вообще, российским изданиям еще можно какое-то время не бояться снижения тиражей под влиянием именно интернета. При помощи интернет-СМИ можно охватить всего 8% населения РФ. Но эта цифра будет расти, причем довольно быстро, поскольку молодежь, когда начинает интересоваться новостями, в первую очередь использует интернет, к которому больше привыкла. Но в чем можно быть абсолютно уверенным - бумажные СМИ в ближайшие годы даже в США не отомрут, то есть часть изданий, наверное, и закроется, но останутся очень качественные издания, новости из которых будут читать в онлайне, а большие аналитические статьи - на сон грядущий или в дороге.

Антон НЕСТЕРЕНКО

Другие публикации газеты «Бизнес» читайте на сайте www.b-online.ru.

Читайте также

все новости