Современный рынок отечественных СМИ полон противоречий. С одной стороны, рост тиражей, увеличение прибыли от рекламы. С другой — проблемы реализации печатной продукции, развития сети ее распространения, несправедливо высокая ставка налогообложения, приравнявшая издателей и распространителей социально значимых, общественно-политических, детских, научно-образовательных газет, журналов и книг с производителями этикеток и рекламных буклетов.
И все же, по мнению руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского, — «Российский рынок печатных средств массовой информации — многообещающий и перспективный. В последние годы он развивается достаточно динамично — и количественно, и качественно. Этому способствует благоприятная экономическая ситуация в стране, либеральное законодательство о печати, быстрый рост рынка рекламы, стабильное повышение спроса на качественную печать, совершенствование технологий, отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ, приток в отрасль внутренних и внешних инвестиций».
Оптимизм Михаила Сеславинского имеет под собой вполне обоснованную платформу. Согласно приведенной в докладе информации в настоящее время в стране зарегистрировано в общей сложности около 46 тысяч печатных СМИ, хотя рост числа изданий не сопровождается каким-либо значительным увеличением тиражей. И все же по темпам роста рынок прессы России сейчас уступает лишь аналогичным рынкам Индии и Китая. Однако, по прогнозам аналитиков, уже к 2008 году мы будем лидировать и объем отечественного медийного рынка достигнет 8 миллиардов долларов США в год.
Качественно меняется конечно же в лучшую сторону и сам тип российской печати. И дело вовсе не в том, что эксперты давно уже констатировали — в соответствии с положениями Конституции РФ и законодательства Российской Федерации о СМИ государственной цензуры в России нет. Есть самоцензура, что присуще практически всей мировой журналистике.
В прошлом остались принципы советской журналистики. Новые же пока только формируются наравне с этическим кодексом журналиста, который, по идее, должен прийти на смену редакционным самоограничениям цензурного свойства. Меняется само представление о журналистской профессии, ее содержании и задачах. Прежде всего журналистика факта противопоставляется журналистике мысли, а журналистика «командная» — журналистике авторской. Хотя они могут и должны сосуществовать — как это и происходит во всем мире.
Но создать газету или гламурный журнал в наше время — это лишь часть задачи по продвижению СМИ на рынке. Важно реализовать продукцию и получить такие прибыли, которые бы позволяли еще и инвестировать этот вид бизнеса.
Совершенно очевидно, что действующая сейчас в стране система подписки устарела и окончательно исчерпала себя. Не зря же в сентябре 2004 года 10 крупнейших издательских домов страны учредили некоммерческое партнерство «Издательская инициатива». Его главная цель — реформирование рынка розничного распространения периодической печати в России в интересах всего издательского сообщества. Идея многими поддержана. А при участии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям совместными усилиями общественных объединений издателей и распространителей печати разработана концепция организации подписки на периодику в России, которая увязана с процессом реструктуризации ФГУ «Почта России» и запланирована к реализации начиная с середины нынешнего года.
Все это вселяет определенный оптимизм и позволяет надеяться, что уже
в ближайшее время отечественный рынок розничного и подписного
распространения печати получит столь необходимые финансовые,
материально-технические, интеллектуальные ресурсы и обретет
надежный вектор качественного ускорения в своем развитии.
Александр ВИКТОРОВ