Доставка
почты — это основа всего, и профинансированный правительством доклад должен
попасть в почтовый ящик в то самое время, когда почтовое ведомство страны
столкнется с самым жестким вызовом за свою 345-летнюю историю. С 1 января 2006
года, в рамках общеевропейской либерализации законодательства, оно теряет свое
монопольное право и открывает рынок для свободной конкуренции.
Ожидается,
что этой возможностью развернуться на британском рынке воспользуются фирмы
Pitney Bowes (PB) с биржевой стоимостью в $9,62 млрд, французская Neopost и
немецкая Francotyp-Postalia.
Компания
Bowes — типичный образец старомодной фирмы, которая сумела извлечь прибыль из
многообразия способов, которыми до нас доходят чужие сообщения. Она упоминается
в связи с изобретением первой франкировальной (проставляющей штемпели на
отправлениях) машины, а в настоящее время она занимается также управлением
электронными базами данных, биллингом и печатью коммерческой продукции.
Royal
Mail тоже пытается идти в ногу со временем, однако не столь успешно. Ее
председатель Аллан Лейтон (Allan Leighton) и главный исполнительный директор
Адам Крозье (Adam Crozier) отчасти преуспели в модернизации бизнеса.
Однако
с точки зрения объема приходящейся на одного служащего корреспонденции и
технологии сортировки Royal Mail отстает от своих европейских «коллег»: немецкой
Deutsche Post и голландской TPG.
У
ведомства также имеется дефицит пенсионного бюджета в размере 4,5 млрд фунтов
($7,8 млрд), а также до сих пор для всех сотрудников действует пенсионная схема,
при которой размер выплат зависит от стажа и размера заработной платы в
предпенсионный период. Вся прибыль компании возвращалась сотрудникам в виде
высокой зарплаты и различных бонусов, а не шла на компенсацию дефицита.
В
то же время в такой же, как и Royal Mail, старомодной компании, начинавшей с
одного вида деятельности,— РВ — сумели найти новые возможности для работы на
изменяющемся рынке. РВ со своей дешевой и эффективной сортировкой почты теснит с
рынка Royal Mail. Фирмы, работающие с кредитными картами, отдают этой компании
свои выписки, а энергетические компании — счета, которые РВ конвертирует и
франкирует. Тем не менее эта фирма, входящая в список Fortune500, вела
переговоры с Royal Mail по вопросу сортировки многомиллионной корреспонденции,
систематизации всех совместных клиентов и рассылки по почтовым зонам.
Это
уменьшает объем работы, которую приходится выполнять Лейтону и его служащим, а
взамен компания РВ получает скидку на рассылку каждого почтового отправления.
Отчасти это удешевление чувствуют и клиенты.
Хотя
РВ напрямую и не конкурирует с Royal Mail, тем не менее Комиссия по почтовым
услугам (Postcomm) требует от компании развернуть национальную почтовую
сеть.
Модернизирующаяся
Royal Mail будет вынуждена использовать некоторые из инициатив, с помощью
которых PB завоевывает рынок. Так, например, РВ ведет переговоры в Европе с
государственными организациями по регистрации автомобилей, с тем чтобы взять на
себя пересылку талонов о прохождении техосмотра. Суть в том, что она соглашается
нести расходы по пересылке взамен на разрешение правительства вкладывать в них
рекламные материалы. А в Америке РВ уже достигла договоренности с
автопроизводителями. Теперь водителям, продавшим свой Ford, вместе с новыми
документами на автомобиль будут сразу посылать рекламу последних моделей. В
Европе РВ собирается объявить о сделке с eBay.
Пересылку
купленных товаров теперь можно будет оплатить в интернете, так что продавцам
достаточно будет распечатать эквивалент почтовой марки— уникальный штрихкод,
наклеить его на отправление и отнести на почту.
В
интервью The Business глава компании РВ Майкл Крителли (Michael Critelli)
сказал: «Royal Mail стала намного более коммерциализированной. Ей приходится
шевелиться, а либерализация рынка заставит ее двигаться еще быстрее. Однако
рынок не потерпит частичной либерализации или приватизации». Вскоре станет
известно о том, каким образом Royal Mail собирается справиться с нынешней
конкуренцией. Многое зависит от того, что в портфеле у Бейна.
Руперт СТЕЙНЕР
(Rupert STEINER)Другие
публикации газеты
«Бизнес» читайте на сайте
www.b-online.ru.