Назад

Конвергентная пятилетка ГИПП

Конвергентная пятилетка ГИПП

Проект «Экспериментальная конвергентная редакция в регионе», который ГИПП проводит при поддержке ФАПМК, в этом году отмечает свое пятилетие. Как правило, мы подводим итоги в ежегодном режиме, наблюдая за тем, как изменилась работа той или иной региональной редакции, но сегодня мы подытожим прошедшие несколько лет.

Первый раз «Экспериментальная конвергентная редакция в регионе» прошла в 2015 году. Тогда ГИПП провел обучающие семинары в редакциях районных газет «Нижегородский рабочий», «Брянская учительская газета» и «Петровские вести» (г. Светлоград, Ставропольский край). На тот момент ситуация в регионах ухудшалась стремительно: рекламодатели стали уходить в интернет, тиражи падать. Приглашенным экспертам пришлось немало поработать. Эти издания сделали ребрендинг печатной версии, научились правильно работать с аудиторией в Интернете и грамотно распределять контент между онлайн- и офлайн-версией. В итоге газеты, принимавшие участие в проекте, получили живой отклик от своей аудитории.

Идея реализации подобного проекта впервые была представлена на издательском форуме Publishing Expo в 2014 году. Уже тогда активно обсуждалась возможность его проведения в региональных изданиях, так как именно там наблюдались наибольшие проблемы с падением тиража и подписки. СМИ столицы к тому времени уже успели понять и внедрить в свою работу то, что принято называть конвергентной редакцией. Соответственно, целью проекта была передача опыта федеральных СМИ – региональным. И в качестве спикеров выступили эксперты таких изданий, как «Московский комсомолец» и «Вечерняя Москва».

В поисках темы

Но проект представлял собой не просто серию семинаров. Он включал в себя и мастер-классы, и различные мероприятия, направленные на привлечение аудитории, и поддержку медиаэкспертов, и круглые столы, и грамотную организацию работы региональной редакции. За время работы с аналитиками и экспертами  в редакциях изменился подход к верстке. Оформились развороты, структурировался рубрикатор, появилась визуализация – инфографика, диаграммы, таблицы. Материалы обрели легкость, иллюстрации стали более органичными. Даже фотоматериалы стали выглядеть несколько иначе.

«Без конвергенции сейчас не выживет ни одна редакция. Это факт. Но сейчас уже надо говорить не о конвергентной редакции, которая умело распределяет обязанности между сотрудниками, а о конвергентном журналисте, который должен уметь все: собирать факты, писать тексты, снимать фото и видео, – рассуждает медиаэксперт Алексей Терехов. – Причем сейчас это делать гораздо проще, чем даже десять лет назад. Сейчас любой обладатель смартфона может стать конвергентным журналистом. Он и для газеты фото может снять, и видео для сайта – и все на один и тот же девайс, который помещается в кармане. Десять лет назад, чтобы снять репортаж, нужны были минимум два человека: фотограф и пишущий корреспондент. Сейчас это может сделать один человек. В журналистской среде подобное называется конвергенцией, но по сути это оптимизация. Когда доходы падают, надо учиться меньшими затратами производить качественный контент, и вот он выход – конвергенция. Также современный (назовем его конвергентный) журналист должен освоить с десяток онлайн-сервисов, которые помогают делать инфографику, рисовать комиксы, строить таймлайны или различные викторины, опросы и т. д. Без этого в профессии не выжить. Ну или можно жить, но очень бедно».

Самое главное, по словам Алексея Терехова, что все необходимые инструменты для интересной подачи тем «валяются прямо под ногами»: «Хороший журналист всегда и везде сможет отыскать интересную тему. Даже проходя мимо остановки, увидев интересное объявление, можно найти интересную историю. Например, я сейчас немного пофантазирую: например, вы видите объявление «Покупаем волосы». Что надо сделать? Записаться на прием, прийти туда, посмотреть, кто приходит продавать волосы – это наверняка будут интересные персонажи с яркими историями.

Недавно я ездил в региональную редакцию, правда, не в России, а в Беларуси. Но региональные издания там и здесь похожи, как близнецы. Был в Барановичах. Утром захотел купить что-то к завтраку: в семь утра пошел в магазин. Цветочный – открыт. Книжный магазин откроется лишь через полчаса. Через час уже парфюмерию можно покупать. А продуктовые открываются в 9:00. Я пришел в редакцию и спросил: «Вы про это уже написали?» Нет, отвечают, мы не знали. Теперь пишут про это текст. Вот что значит не выключать функцию «журналист» и везде искать темы».

Не по наезженной колее

«Экспериментальная конвергентная редакция в регионе» продолжила свою работу и в следующем году. Тогда уже о проекте были наслышаны многие региональные издания – так, например, газета «Устьянский край» вызвалась добровольцем. Помимо них в 2016 году участниками проекта стали «Новочеркасские ведомости» и «Крестьянский двор» (г. Саратов).

Многие медиаэксперты отмечали, что самое сложное для региональных редакций – приступить к переменам. Большинство издателей просто боятся того, что изменения, внедрение онлайн-контента, новая верстка спугнут читателя. А зачастую дело в том, что они привыкли работать по наезженной колее. В том числе и в избавлении от вредных привычек заключалась работа приглашенных федеральных экспертов. Они не только разрабатывали с редакциями новую политику изданий, но и объясняли, «зачем вам это надо».

«Сейчас газета представляет собой набор разрозненной информации, написанной скучным и казенным языком. С точки зрения маркетинга продукта нет. Соответственно, отсутствуют продажи – как розничные, так и рекламные. Однако стоит отметить, что у руководства редакции есть амбициозные планы по исправлению ситуации. Творческий коллектив – люди достаточно профессиональные, желающие развивать свою газету, понимающие, что уже давно пора переходить на другие методы работы. Конвергентная редакция здесь – это выход», – так работу с «Новочеркасскими ведомостями» комментировала маркетолог Мария Горохова.

От теоретиков к практикам

В 2017 году к «Экспериментальной конвергентной редакции в регионе» присоединились газеты «Страна Калининград», «Новая газета Кубани» и «Мой город» из Нововоронежа. К тому моменту проект ГИПП набрал обороты. Теперь крайне важно стало привлекать к проекту в первую очередь экспертов-практиков, а не теоретиков. Дело в том, что многие городские, областные и районные издания научились создавать интересный контент, который отвечает всем запросам читателей. Однако все еще оставалась проблема с качественной реализацией этого контента и его распространением при помощи современных технологий. Поэтому регионы нуждались (и нуждаются до сих пор) в экспертах, у которых за плечами много реализованных и интересных кейсов.

Один из таких кейсов был осуществлен при участии регионального издания «Страна Калининград». На первом семинаре-практикуме, прошедшем в редакции газеты, было принято решение в рамках празднования дня рождения газеты провести для рекламодателей закрытый кинопоказ. Попробовать такой формат мероприятия предложила Мария Горохова. Было решено пригласить на кинопоказ рекламодателей. Для тех, с кем СМИ уже работало, это было дружеским жестом, направленным на укрепление отношений. Для тех, кто еще не сотрудничал с газетой, кинопоказ стал своеобразным знакомством. Так, «Страна Калининград» сформировала свой положительный имидж в глазах рекламодателей. Даже если у издания все хорошо с контентом и аудиторией, есть еще множество других аспектов, которые тоже стоит учитывать при работе. И одним из таких аспектов как раз и является работа с рекламодателями.

Региональный масштаб

В 2018 году стратегия развития проекта изменилась. Если раньше, на протяжении трех лет работа велась локально в редакциях, то год назад было принято решение сделать образовательный процесс доступным для всех редакций выбранных регионов. Такой подход, с одной стороны, помог организаторам учесть местные особенности и сформировать максимально актуальную программу деловых мероприятий, а с другой – предоставил редакциям возможность не только поучаствовать в семинарах и получить новые навыки, но и обменяться опытом с коллегами. Для участия были выбраны печатные издания из Башкортостана, Тверской области и Северо-Кавказского федерального округа.

Главной темой семинаров 2018 года стало формирование виртуального пространства у СМИ. Важно было показать региональным изданиям, что у онлайн и печатной версии должен различаться контент и способ его подачи.

В нынешнем году «Экспериментальная конвергентная редакция в регионе» продолжила работать по схеме, которая была успешно реализована год назад. В этот раз участие в проекте приняли редакции из Ростова, Тамбова и Тулы. Рост количества печатных СМИ, желающих принять участие в проекте, наглядно демонстрирует его актуальность и полезность для региональных изданий – как для крупных городских газет, так и для крошечных районок.

Комментарий ГИПП

Елена Шитикова, исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП):

«Известная консалтинговая статистика: от 70% до 90% проектов изменений проваливаются. Чтобы попасть в успешную историю, нужно изменять все аспекты: людей, их компетенции, культуру труда, внедрять проектное управление и др.

Мы в ГИПП придумали когда-то проект «Экспериментальная конвергентная редакция в регионе» именно для того, чтобы попытаться перевернуть комфортный мир региональных издателей, встряхнуть их и заново, в новых условиях, зажечь любимой работой.

Ведь сегодня мобильный телефон или компьютер включает в себя в едином цифровом формате все виды СМИ – и видео-, и телевизионную программу, и радиопередачу, газетные и журнальные публикации, литературно-художественные и научные публикации…

Поэтому возникает насущная потребность в универсальном (конвергентном) специалисте. И речь идет не только о журналисте, который сегодня должен работать во всех средах и со всеми видами контента – с текстом, звуком, видео, собирая и компилируя этот контент, хорошо разбираться в таргетингах и аудиторных показателях, особенностях дистрибуции контента на разных платформах и т. п.

Речь идет о медиаменеджере, который хорошо владеет наряду с традиционными и новыми масс-медийными технологиями, и новейшими методиками в области межкультурных коммуникаций, и является проектным менеджером и медиамаркетологом. И при всем при этом не стесняется своего «олдскульного» медиабренда, а выступает его амбассадором.

И на самом деле не так все плохо. Многие региональные редакторы близки к придуманному нами идеальному медиаменеджеру. Хотя бы в том, что глаза у них горят. Есть желание учиться, что тоже немаловажно. Но текучка, рутинные задачи и нужда ставят их в сложное положение. Нужны дополнительные вливания. Например, в США фонд Lenfest тратит на цифровую трансформацию локальных медиа миллионы долларов. Эти субсидии позволяют региональным СМИ брать дополнительных сотрудников, строить цифровые платформы, развивать дистрибуцию и вовлекать читателей.

Мы тоже не перестаем надеяться на помощь государства или крупных фондов, а пока делаем все, что в наших силах, а иногда и больше».

Алина Кренделева

Материал опубликован в октябрьском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь

Элемент 95723 не найден.

Читайте также

все новости