Правительство Москвы давно собиралось реформировать
рынок распространения печатной продукции. Еще в конце прошлого года чиновники
собирались, например, обязать все супермаркеты продавать прессу, но это решение
так и не было принято.
В мае
2005 года комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал
новую концепцию
реформирования рынка распространения печати в столице
, сообщил председатель
правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр
Оськин. В концепции признаются права издателей СМИ контролировать цену на
свою продукцию на всех этапах реализации, а также получать достоверную
информацию о продажах. Распространители должны частично или полностью возвращать
нераспроданный тираж и получают право ограничить распространение издания,
которое не пользуется спросом. В начале сентября новую концепцию должно
рассмотреть правительство Москвы, что вчера подтвердили "Бизнесу" в комитете по
телекоммуникациям и СМИ.
Издателям, которые уже
давно выказывали недовольство существующей системой распространения прессы,
концепция понравилась. "Распространители должны получать 15-20% прибыли, как во
всем цивилизованном мире. А они накручивают по 300% на издании, поэтому издания
продаются хуже",- жалуется генеральный директор ИД "Московский комсомолец" Павел
Гусев. Он недоволен и существующей системой возврата непроданных тиражей.
"Распространители наживаются на возвратах. Ведь никто не может
проконтролировать, сколько списано, в то время как часть якобы списанных
экземпляров они потом могут спокойно продавать",- возмущается он.
Распространители, напротив, концепцией недовольны. Как
сообщил Александр Оськин, АРПП уже направила в комитет по телекоммуникациям и
СМИ Москвы письмо, в котором указала, что распространители "не считают возможным
поддержать предложенный вариант концепции". В концепции "прослеживается явный
крен в пользу издателей в ущерб интересам распространителей", пишут дистрибуторы
прессы. В первую очередь их не устраивает то, что издатели получают право
устанавливать и контролировать цены на издания. "Практически все
распространители вышли в прошлом месяце в ноль, и эта ситуация в ближайшее время
не улучшится. Мы намерены посчитать наши затраты и выставить все счета
издателям",- говорит генеральный директор сети "Метрополитеновец" Михаил
Литвинов. По его словам, цены на издания, которые устанавливают ИД, не менялись
уже очень давно, а многие издатели даже снижают цены. А замгендиректора группы
"Логос" Дмитрий Гранкин считает, что конечную цену должна назначать отдельная
независимая организация, которая будет "считать затратную и доходную части всех
участников рынка".
Не устраивает распространителей и
то, что издатели настаивают на возврате нераспроданных тиражей. "Стоимость
обработки возврата в три-пять раз больше, чем обработка прямого посыла,-
говорится в письме.- Например, зарубежные издатели сами оплачивают возврат".
"Этого нет нигде в мире,- подтверждает Гранкин.- Издатель сам регулирует свои
тиражи и сам оплачивает возврат, если на свой страх и риск напечатал больше". По
его мнению, принятие такой концепции приведет к полному переделу рынка
распространения. "Половина игроков вообще уйдет, начнутся демпинговые войны.
Придется строить всю систему сначала",- уверяет Гранкин.
Корпоративный директор по распространению ИД Hachette
Filipacchi Shkulev (HFS) Вячеслав Керов соглашается с тем, что предстоит еще
долгое обсуждение концепции, прежде чем итоговый вариант устроит и издателей, и
распространителей.
Марина НОСКОВИЧ
Другие
публикации газеты «Бизнес» читайте на сайте
www.b-online.ru.