Внимательное прочтение текста проекта приводит к мысли: государство под благородным видом защиты наших тайн в очередной раз пытается нанести удар по интернету. Закон запретит размещение и хранение любых сведений о гражданине в Сети без его согласия, более того, даже если человек когда-то и сообщал публике что-то о своей жизни, он в любой момент вправе потребовать уничтожить все следы этих сведений. Все сайты, на которых есть персональные данные и которые предоставляют возможность их обрабатывать (например, есть кнопка "поиск"), должны пройти специальную госрегистрацию.
Разработчики законопроекта ссылаются на необходимость присоединения РФ к Конвенции Совета Европы об автоматизированной обработке персональных данных. Но конвенция принята в 1981 г., когда не шло речи о регулировании интернета. Зато именно тогда появились мощные компьютеры, позволившие властям заводить базы данных на граждан и быстро их обрабатывать. Наш законопроект вводит ограничения для всех граждан и организаций, работающих с персональными данными. Конвенция делает исключения из запрета на обработку данных, если это необходимо для защиты прав и свобод других лиц. Подобная норма существует и в российском законе о СМИ. В новом законе это не предусмотрено.
Строгость российских законов компенсируется
необязательностью их исполнения. Степень обязательности в конкретных ситуациях
определяют конкретные чиновники. Кроме самого закона они получат бонус: появится
возможность взыскать с интернет-нарушителя определяемый чиновником штраф и (по
желанию) конфисковать базы данных и интернет-серверы. Критерий, похоже, один:
остановить развитие своевольных сайтов и прикрыть политиков от
"компромата".
Андрей РИХТЕР, директор Института проблем
информационного права