Комитет
по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал концепцию реформирования и развития
рынка распространения печатной продукции еще в мае 2005 года. Инициаторами
создания концепции выступила Гильдия издателей и распространителей прессы
(ГИПП). «Мы предложили эту концепцию, понимая, что нельзя сразу же примирить
всех — и издателей, и распространителей. Но надо было с чего-то начинать»,—
рассказывает президент ГИПП Леонид Макарон.
Впрочем,
в первой редакции совместить интересы издателей и распространителей все-таки не
удалось: первым документ понравился, вторые сочли, что он разрушит рынок.
В
частности, распространителей категорически не устроило то, что издатели
попытались получить право самостоятельно устанавливать и контролировать цены на
газеты и журналы, а также требовать от дистрибуторов возврата непроданных
тиражей. В августе Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП)
направила в комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы письмо, в котором указала,
что распространители «не считают возможным поддержать предложенный вариант
концепции» («Бизнес» писал об этом 16 августа). В письме распространителей
отмечалось, что стоимость обработки возврата тиражей в три-пять раз больше, чем
обработка «прямого посыла», и указывалось, что, например, зарубежные издатели
возврат оплачивают сами.
Вчера
правительство Москвы наконец приняло концепцию. Итоговый вариант предусматривает
существенное увеличение количества точек по продаже прессы: при строительстве
новых районов на каждую тысячу жителей должно приходиться по 10 кв. м.
площадей
для распространения периодики. Размещать их будут и в магазинах «шаговой
доступности», а всем магазинам площадью более 300 кв. м рекомендовано включать
прессу в ассортимент.
Кроме
того, концепция предусматривает законодательно закрепить систему дислокации
торговых точек, продающих периодическую печать. «Сейчас все точки имеют двух-
или трехгодичное временное ограничение, то есть распространитель получает на нее
лицензию. А если место будет закреплено, а сроки лицензии продлены,
распространителям это будет выгодно»,— говорит глава издательского дома
«Московский комсомолец» Павел Гусев.
Все
не устраивавшие распространителей пункты из концепции исчезли. «Концепция в ее
нынешнем виде — большой шаг вперед. Первоначальный вариант был ущербным и
односторонним, но сейчас нам пошли навстречу, и правительство Москвы приняло
сбалансированный проект»,— радуется председатель правления АРПП Александр
Оськин. Довольны и издатели. «Концепция меня полностью устраивает. С
распространителями мы много встречались, договаривались, вносили поправки»,—
говорит Павел Гусев.
Единственным
спорным пунктом между издателями и распространителями стало обязательное
присутствие в ассортименте торговых точек изданий социальной направленности. «Во
многих киосках на первое место сейчас выходят издания, которые просто больше
заплатили за место, а теперь баланс можно будет соблюдать»,— радуется
Гусев.
А
по мнению гендиректора «Метрополитеновца» Михаила Литвинова, этот пункт
концепции нуждается в дополнительном обсуждении. «Я буду продавать что угодно,
если это будет дотироваться. Мы и сейчас продаем низкобюджетные издания,
учредителями которых является правительство Москвы, но это неприбыльно»,—
говорит Литвинов.
Впрочем,
по словам Литвинова, распространителей больше волнует вопрос распространения
прессы в 25-метровой зоне от метро, который в концепции не затронут вовсе
(напомним, с 1 октября 2004 года московское правительство запретило торговлю
прессой в метро и в радиусе 25-метров от станций). «Если бы не отменили торговлю
в 25-метровой зоне, все было бы нормально.
Поэтому
сейчас важнее всего, как будет решен именно этот вопрос,— места-то свободны»,—
говорит Литвинов.
Марина НОСКОВИЧДругие
публикации газеты
«Бизнес»
читайте
на
сайте
www.b-online.ru.