В одних странах
журналисты столь корректны и нейтральны, что газеты скучно читать.
В других же статьи преисполнены субъективных оценок
и предубеждений. Где-то политические новости читают взахлеб,
а где-то все попытки запустить журнал о политике терпят
фиаско. Есть ли какие-то закономерности, определяющие жизнь
СМИ в разных странах? Итальянский профессор
Паоло Манчини,
преподающий в Университете Перуджи и являющийся соавтором книги
о моделях журналистики, полагает, что таковые существуют. Исследовав
европейские и американские медиарынки, он выделил три основные модели
(см. «Три модели СМИ»). Друг от друга они отличаются манерой подачи
информации, структурой рынка, привычками аудитории, отношениями между
медиа- и политической системой. Хотя
в чистом виде эти модели почти не встречаются, представление
о них помогает лучше понять, как работают газеты, журналы, радио
и ТВ в разных странах.
Глобально-локальный симбиоз
— Можно ли вообще говорить
о разных моделях СМИ в глобализирующемся мире?
— Несмотря на довольно сильную тенденцию
к унификации, различия между прессой сохраняются. Скажем, итальянские (или
в целом европейские) газеты и журналы заметно отличаются
от американских. Не случайно журнал Time в Европе продается
с иной обложкой, чем в США. По сути, сегодня можно говорить
о двухуровневой системе коммуникаций. СМИ первого уровня нацелены
на элиту, на правящие классы. Они все более глобализируются, стирают
географические и культурные границы. Но есть и СМИ второго
уровня — национальные, которые чаще всего работают на средний
и низший сегмент аудитории. Я имею в виду и доход,
и образование, и культурный уровень этой аудитории. Так что
национальные модели СМИ по-прежнему существуют, другой вопрос,
сколько времени они продержатся.
— В чем же заключается
коренное отличие между европейскими и американскими газетами?
— Возьмем любую итальянскую газету. Посмотрите
на заголовок на первой полосе: «Это крах левых». Это очень сильный
заголовок, явно политически ориентированный, против левых. Слова «крах»,
«банкротство» — очень серьезные термины, фактически судебные.
Во многих других странах подобный заголовок не напечатали бы. Такие
кричащие заголовки характеризуют именно Италию, схожие традиции имеются
в Южной Америке. В других странах, например в США, никто
бы не купил газету, сделанную таким образом.
— Но ведь в той
же американской желтой прессе очень смелые заголовки.
— Да, но они лишены политической окраски. Одну
и ту же газету в Штатах могут читать сторонники разных
партий. В Италии все обстоит иначе. Поэтому подобный итальянский заголовок
противоречит основным принципам американских СМИ — нейтралитета,
объективности, разделения мнения и фактов. Американцы считают, что
журналистика должна излагать факты, не комментируя их. А этот
заголовок не просто дает комментарии — он очень резок.
— Читать газеты с сухим
изложением фактов довольно скучно.
— Американский читатель привык к тем заголовкам,
которые вы считаете скучными. Потом имейте в виду, в европейской
традиции, особенно в средиземноморской, пресса родилась скорее
из литературы. В США иная традиция — скорее репортерская. Да,
газета New York Times предлагает своим читателям не только сухую
информацию, но и обмен мнениями, а вот другая американская
газета — какая-нибудь San Francisco Chronicle — нет.
Это газета, которая только дает информацию.
— Не согласна.
Та же New York Times высказывает очень много субъективных
суждений, например о России. И тут уже не до отделения
фактов от комментариев.
— Но это же зарубежная хроника! Когда американцы
говорят о нейтральности и об объективности, они имеют
в виду, так сказать, национальный контекст. Точно так же обстоит дело
и в Италии — свобода интерпретировать события в зарубежной
хронике гораздо шире, нежели во внутренней. Как только дискурс переходит
с национальной на внешнюю политику, вся объективность исчезает. Как,
к примеру, национализм телеканала Fox уживается с принципами
объективности? Да прекрасно уживается, просто они применяют этот принцип
только к внутренним событиям. Когда речь идет о взаимоотношениях между
разными народами, национальные интересы выходят на первое место. Поэтому,
кстати, и не происходит окончательного сближения всех моделей СМИ.
Но есть и международные газеты или телеканалы, в которых такого
просто по определению быть не может.
Факт против
комментария
— Почему вообще либеральная модель
журналистики — разделение факта и комментария, — которую
предлагают американцы, считается самой правильной?
— Потому что после Второй мировой войны США инвестировали
в пропаганду американской журналистики и модели «свободной прессы».
Вы знаете книгу Маргарет Бланшард «Экспорт первой поправки»? Она как раз
очень подробно описывает этот процесс. Речь идет о намеренном экспорте
определенной профессиональной модели с тем, чтобы в дальнейшем
продавать американскую медиапродукцию на другие рынки. Изначально политики
и медиакомпании задались целью помочь американским информационным
агентствам одержать верх над конкурентами из других стран, прежде всего над
французами. Ни одна другая страна ничего подобного не сделала, даже
в теории. Другая причина популярности американской модели заключается
в том, что английский становится общим языком. Соответственно, вся
литература и журналистика на этом языке получают глобальное
распространение.
— То есть все страны
сегодня движутся в сторону североатлантической или либеральной
модели?
— Более или менее. СМИ движутся в сторону
коммерциализации — это основная характерная черта либеральной медиамодели.
Скажем, в семидесятых-восьмидесятых годах пресса
в странах Средиземноморья стала больше ориентироваться на рынок,
начала проводить агрессивную политику по увеличению тиражей.
— Каким образом коммерциализация
сказывается на содержании СМИ?
— Они стараются меньше уделять внимания политике
и больше — развлечениям. Появляются такие жанры, как
инфотеймент, — смешение новостных и развлекательных программ. Скажем,
в Италии из политики делают шоу. Две традиции — новая либеральная
коммерческая и старая политическая — смешиваются. Общее правило: если
медиарынок коммерциализируется, то на нем обязательно растет процент
развлечений, зрелищности. Считается, что таким способом медиапродукт продается
больше и лучше.
— Это действительно
так?
— Отчасти да. По крайней мере в том, что
касается телевидения. В меньшей степени это справедливо для газет. Так,
в Италии даже газеты с низким тиражом интересуются политикой.
— От чего зависит этот
интерес?
— От традиций. Так, в Италии никогда
не было таблоида, не было культуры по-настоящему массовой
газеты. Наши газеты всегда находились посередине между таблоидами
и изданиями для элиты. Соответственно, они стремятся к зрелищности,
к созданию шоу — в том числе и на политических
темах.
— Как структура медиарынка
влияет на содержание СМИ?
— Очень сильно. В странах, где рынок СМИ является
скорее централизованным, общенациональным, медиа более политизированы
и симпатизируют той или иной партии. А на рынках, где медиа
ориентируются прежде всего на местного потребителя, они не проявляют
партийной приверженности. Почему так происходит? Дело в том, что
на местных рынках число СМИ ограничено. Одна газета или радиостанция,
по сути, является монополистом, она не может быть правой или левой.
А в общенациональной модели целевая аудитория шире —
ее отбирают не по географическому признаку,
а по политической принадлежности.
Например, Италия, безусловно, организована по принципу
национального рынка. Газета со статьей о банкротстве левых может
печататься в Милане, но ее читателями являются не только
миланцы, а все те, кто считает, что левые потерпели крах.
А американский рынок в основном устроен по локальному принципу
(если не считать таких общенациональных изданий, как Wall Street
Journal, USA Today и New York Times). Там, где рынки
организованы по локальному принципу, СМИ предпочитают занимать нейтральную
позицию. На централизованных, общенациональных рынках более вероятны
политизированность и партийность.
Перуджа
Справка:Три модели
СМИ
Либеральная, или североатлантическая. К ней относятся США,
Канада, Великобритания, Ирландия. СМИ — это инструмент для зарабатывания денег.
Для государства медиарынок, за некоторыми исключениями, такая же экономическая
отрасль, как и все остальные. Пресса нацелена на публику, которая может не
интересоваться политической сферой. СМИ в этом случае выполняют роль посредника
между политическими элитами и обычными гражданами. Поскольку экономика
глобализируется, а двигателем глобализации в основном являются американские
компании, к этой модели приближается большинство стран.
Поляризованно-плюралистская, или средиземноморская. Эта модель
работает, в частности, в Италии, Испании, Греции, Португалии. Характерно
относительно слабое развитие коммерчески ориентированных СМИ, довольно сильно
вмешательство государства в медиарынок, интересы переплетены между политической
и медиасферой. В странах этой модели газеты нацелены прежде всего на
немногочисленные и хорошо образованные элитные группы. В силу исторических
причин здесь до сих пор прессу читает существенно больше мужчин, чем женщин (в
Португалии читателей-мужчин на 34% больше, чем женщин, тогда как в Швеции,
например, разница в пользу мужчин составляет лишь 1%). Поскольку печать здесь
изначально не была столь сильно распространена, подлинным СМИ в этих странах
является телевидение. На медиарынке присутствуют компании, которые получают свои
основные доходы в других областях.
Демократически-корпоративная, или североевропейская. Представлена
в Германии, Бельгии, Нидерландах, скандинавских странах, Швейцарии, Австрии. При
такой модели исторически сосуществуют две группы СМИ — коммерчески- и
социально-ориентированные. Сильно вмешательство государства в дела медиарынка
(чаще всего в виде субсидирования изданий с целью поддержания плюрализма мнений)
и при этом высокая степень свободы средств массовой информации. Раннее развитие
массовой прессы, высокие тиражи газет.
Анастасия ДЕДЮХИНА