Вместе с тем на рынок и сегодня продолжают выходить новые
издания. В 2003 году появился журнал «Yes! Фабрика звезд» (сейчас он называется
«Yes! Звезды»), в 2004 году – «Teens»,
«Фабрика», «Bravo.Posters».
В мае 2005 года издательский дом «СПН-Медиа» совместно с телеканалом ТНТ начали
издавать журнал «Реалити-шоу Дом 2». 100-тысячный тираж первого номера, по
словам Дмитрия Найды, заместителя главного редактора «Реалити-шоу Дом 2», был
продан в первый же день. Сейчас тираж журнала составляет уже 600 тыс.
экземпляров.
Попадание изданий в сегмент
подростковой и молодежной прессы обеспечивается в первую очередь их аудиторией:
возраст читателей – 12–24 года, ядро – 14–17 лет. Лидерами на рынке молодежной
прессы сегодня являются издания, которые появились в постсоветское время, в 90-е
годы и в начале 2000-х. Так, по охвату аудитории (AIR) в рейтинг TNS Gallup
Media по состоянию на апрель 2005 года попали 10 изданий (см.
диаграмму ). В этом материале мы рассматриваем журналы с
охватом московской аудитории прессы больше 1% – это «Yes! Звезды», «Yes!»,
«Молоток», «Хулиган», «Oops!»,
«Cool»,
«Cool
Girl»,
«Elle
Girl».
К сегменту молодежных и околомолодежных журналов отчасти относятся музыкальные
(«Bravo.Posters»,
«Rolling
Stone»)
и компьютерные издания («РС Игры», «Игромания» и т.д.). Но мы их не
рассматриваем из-за более узкой направленности и охвата московской аудитории
менее 1%.
Издатели отмечают, что рынок молодежной
прессы сейчас находится в активной фазе развития. По их мнению, пик популярности
этого сегмента еще впереди, ведь массовая культура потребления еще только
формируется. В то же время, по данным Госкомстата, количество рождающихся в
стране падает (в 1990 году родилось около 2 млн человек, а в 2003 году – меньше
1,5 млн) – соответственно снижается и численность потенциальных читателей
изданий для подростков и молодежи. Маргарита Лучина, руководитель проекта NRS,
TNS Gallup Media: «Вряд ли можно ожидать сильного увеличения аудитории
молодежных журналов – численность этой группы снижается из года в год. Причина
заключается в демографическом кризисе в России».
На
популярности молодежных изданий может отразиться также бурное развитие
интернета. Александр Ефремов, руководитель группы исследования аудитории прессы
аналитического центра «Видео Интернешнл»: «Электронные и new media через 3–4
года могут «отхватить» значительный кусок аудитории молодежной прессы. Почему?
Молодежь наиболее активно осваивает интернет, и тенденция снижения интереса к
печатным СМИ под воздействием интернета более заметна среди молодежи. Поэтому
молодежные издания будут терять аудиторию более быстрыми темпами, чем остальные
газеты и журналы».
По данным TNS Gallup AdFact, в
ТОП-100 изданий по объему рекламных площадей в журналах за период январь –
апрель 2005 года (Москва) входили три молодежных журнала – «Молоток» (56-е
место), «Cool»
(69-е место), и «Elle
Girl»
(88-е место).
Виды и подвиды
Подростковая и
молодежная аудитория – очень специфический сегмент. С одной стороны, это одна из
самых легко соблазняемых громкими брендами часть населения. С другой – по
сравнению со взрослыми у них более низкая покупательная способность. К тому же
если взрослые интересуются одними и теми же темами в 25, 35 и 45 лет, подростки
меняют свои пристрастия гораздо чаще. И более категорично отстраивают себя от
окружающих по возрасту и полу. Соответственно и журналы тоже вынуждены
ориентироваться на эти группы аудитории.
Что
касается возраста, то издатели и ресечеры выделяют две группы. Первая –
подростки 12–16 лет (школьники средних и старших классов, верхняя граница –
окончание школы). На эту аудиторию больше других ориентированы «Cool»
и «Молоток». Вторая группа – молодежь 16–24 лет. В свою очередь, вторую группу
тоже условно разделяют на студентов младших курсов (16–20 лет) и старших (20–24
года). Старшекурсники часто уже имеют самостоятельный доход, независимы в
материальном плане от родителей. Это переходная аудитория от молодежных журналов
к взрослым, и поэтому не очень многочисленная. Девушки с «Elle
Girl»,
как правило, переходят на женские журналы. А молодые люди – с «Хулигана» на
мужские, автомобильные, компьютерные и др. К подсегменту подростковых журналов
относятся «Cool»,
«Cool
Girl»,
«Молоток», молодежных – «Oops!»,
«Elle
Girl»,
«Yes!»,
«Yes! Звезды», «Хулиган».
По полу прессу для
подростков и молодежи издатели сегментируют таким образом. Универсальные
журналы: «Молоток» и «Cool»;
мальчиковые: «Хулиган»; для девочек-подростков: «Cool
Girl»;
для девочек постарше – «Oops»,
«Elle
Girl»,
«Yes!»
,
и «Yes! Звезды».
Молодежный контент
Подростковые и молодежные журналы чаще всего выстраивают
доверительные отношения с читателем (журнал – близкий друг). Илья Бурец,
менеджер по маркетингу и PR «Yes!»
и «Yes! Звезды»: «Журнал может в чем-то заменять родителей, отвечать на вопросы,
которые подросток стесняется задать окружающим его взрослым, например, уход за
телом, секс. Независимо от того, что происходит в стране и мире, молодежный
журнал всегда пишет больше о культурных событиях, знакомит читателя с новостями
мира музыки, кино, тенденциями моды».
«Молодежь
интересуется прежде всего музыкантами и актерами, – говорит Екатерина Миль,
главный редактор журнала «Молоток». – «Второй эшелон» – спортсмены, модели,
другие герои светских хроник. Нашим читателям любопытны любые подробности личной
жизни звезд, а также истории их успеха. Не меньше подростков волнуют вопросы
выживания в социуме (отношения с родителями и противоположным полом; милиция,
армия, агрессия в школе, выбор будущей профессии). Девушки любят гороскопы,
гадания и тесты. Таким образом, все молодежные журналы, представленные на
российском рынке, однозначно можно назвать музыкальными или околомузыкальными, а
остальной контент редакция определяет исходя из особенностей своей аудитории».
По словам Сергея Верейкина, главного редактора
журнала «Cool»,
молодежные издания отличает от другой прессы неакадемический стиль изложения и
подачи материалов. Лексически для них характерен молодежный сленг («отрываться»,
«тусовка», «вечерина») на грани литературного и разговорного языка. Авторы
общаются со своими читателями на «ты», хотя и заверяют, что стараются не
скатываться к панибратству.
Стандартные тематические блоки молодежных журналов:
- новости, слухи,
сплетни и скандалы шоу-бизнеса;
- интервью с «молодежными» звездами – Бритни
Спирс, Дима Билан, многочисленные фабриканты и т.д.;
- новые имена в музыке,
новые стили и направления;
- молодежная мода: макияж, одежда;
-
психология, любовные истории, взаимоотношение полов (секс и все, что с ним
связано);
- профессиональная ориентация;
- проблема заработка и
накопления денег;
- экстремальный спорт, путешествия;
- тесты,
гороскопы, анекдоты, кроссворды.
Что касается оформления молодежных
журналов, то их отличает обилие постеров, больших фотографий, красочных выносов
и других ярких, бросающихся в глаза элементов.
YES! ЗВЕЗДЫИздается с октября 2003
года. Сначала журнал назывался «Yes! Фабрика звезд» и издавался совместно с
Первым каналом. В редакции говорят, что это было обоюдное решение издательства и
телевидения. Главными героями публикаций были и остаются сейчас участники
одноименного ТВ-проекта.
В марте 2005 года журнал был переименован и сейчас выходит
под названием «Yes! Звезды». По словам издателя, это связано с окончанием
телепроекта в декабре 2004 года. Однако центральной темой каждого номера
по-прежнему остается жизнь «фабрикантов», а также других молодых звезд
российского и зарубежного шоу-бизнеса (им уделяется примерно равное внимание).
Выпуск журнала в поддержку популярного ТВ-проекта оказался востребованным – его
тираж за период с ноября 2003 года по ноябрь 2004 года увеличился более чем в
семь раз – со 100 тыс. экземпляров до 747 тыс. Сейчас тираж уменьшился из-за
окончания телепроекта.
Издательский дом: Independent Media
Издатель: Маргарита Тырина, редакционный
директор Ирина Ильина, главный редактор Сергей Олещенко
Периодичность:
ежемесячно (день выхода 17–19-го числа)
Объем: 84 полосы
Заявленный тираж: 450 тыс. экземпляров
Ядро аудитории*: в основном (78,3%) студентки 16–24 лет
Распространение: пока журнал можно купить только в рознице. 34,5%
тиража продается в Москве, 58,1% – во всех российских регионах и 7,4% – в
странах СНГ и Балтии. С января 2006 года журнал будет распространяться и по
подписке
Основные рекламодатели в 2005 году**: Big-Bon, Clean &
Clear, i-Free, Infon, L`Oreal, Mentos, Nikita, Samsung, Siemens, Smx-Com
YES! Журнал начал выходить в России в сентябре 1998 года; это
полностью российский продукт, придуманный Игорем Шеиным, который сейчас занимает
должность главного редактора журнала «Robb
Report».
В сентябре 2004 года Yes! полностью перешел на мини-формат (размер А5). По
словам Маргариты Тыриной, издателя журнала, это более удобный формат. Она
отмечает, что благодаря смене формата стало возможным увеличить тираж на 40% в
течение 2004 года. Также сменился дизайн и контент журнала, появилось больше
специальных проектов, например, в октябре 2004 года вышел сдвоенный номер, одна
половина которого называлась «Yes»
(для хороших девочек), а вторая – «No»
(для плохих). Ноябрьский номер на 100% был посвящен мальчикам. Также регулярно к
журналу прилагаются диски, карточки читателей и т.д. Издатели позиционируют
«Yes!»
как «твой первый
глянцевый журнал».
Издательский дом: Independent Media
Издатель: Маргарита Тырина, редакционный директор Татьяна Геворкян,
главный редактор Ирина Ильина
Периодичность: ежемесячно (день выхода:
1-е число)
Заявленный тираж: 160 тыс. экземпляров
Объем:
148 полос
Ядро аудитории: в основном девушки в возрасте 16–24 лет,
учащиеся старших классов средних общеобразовательных учреждений и вузов (доход
семьи – средний и выше среднего)
Распространение: 97,3% – розница
(50,5% тиража продается в Москве, 42,6% – во всех регионах России, 4,3% – в
странах СНГ и Балтии), 2,7% – подписка
Основные рекламодатели в 2005
году: Chanel Group, Jamilco, Johnson & Johnson, IFD, i-Free, L`Oreal,
Mexx, Nike, Procter & Gamble, Samsung
МОЛОТОК Выходит с
1999 года. Первые два года журнал выходил в формате А3, с 2002 года – в формате
А4. По словам Екатерины Миль, главного редактора «Молотка», этот формат более
удобен для чтения и работы с рекламодателями. С конца 2002 года в формате А3
выходит отдельное издание – журнал «Плакаты Молотка» (16–24 полосы). Центральный
постер «Плакатов Молотка» представляет собой двусторонний плакат формата А1. С
июня 2003 года выпускать журнал стал ИД «Молоток», 100-процентным владельцем
которого остался ИД «Коммерсантъ». С ноября 2004 года «Молоток» увеличил
количество полос с 48 до 56.
Журнал предназначен для мальчиков и девочек
практически в равной степени. В «Молотке» много информации о шоу-бизнесе,
интервью с молодыми российскими и зарубежными звездами (Макколей Калкин, Стас
Пьеха). Рассматриваемые темы – отношения с родителями, в группе и т.д.
Лексические особенности: в «Молотке» больше всего молодежного сленга.
Журнал
выступает спонсором различных музыкальных мероприятий – фестивалей «Нашествие»,
«Чартова дюжина», «Бомба года», церемонии наград MTV RMA 2004, концертов Rasmus,
Garbage, Rammstein, «Звери», Smash!!, tATu, панк-, дэнс-, рэп-фестивалей.
Издательский дом:
«Молоток»
Главный редактор: Екатерина
Миль
Периодичность: еженедельно (день выхода: понедельник)
Заявленный тираж: 215 тыс. экземпляров
Объем: 56 полос
Ядро аудитории:
девушки (52%) и молодые люди (48%) 14–17 лет
Распространение: 97% – розница, 3% – подписка. В Москве
распространяется 53% тиража, в Санкт-Петербурге – 7%, во всех регионах РФ – 40%
Основные рекламодатели в 2005 году: i-Free, Infon, Jippii, Libresse,
L`Oreal, Nokia, Panasonic, МТС, «Связной», сеть магазинов «Ж»
ХУЛИГАН Журнал выходит с 2002 года. Его начали издавать люди
из команды журнала «Хакер», который со временем стал нишевым компьютерным
журналом (не для чайников), а «Хулиган» – более универсальным.
Для
«Хулигана» лейтмотивом является тема молодежной культуры, здорового и
позитивного бунтарства, свойственного молодым мужчинам в этом возрасте.
Издательский дом: «Гейм Ленд»
Главный редактор: Владимир
Рыжков
Периодичность: ежемесячно (день выхода: 10-е число)
Заявленный тираж: 81,5 тыс. экземпляров
Объем: 112 полос
Ядро аудитории:
молодые люди от 16 до 25 лет. Издатели дифференцируют
свою аудиторию следующим образом: 40% мейнстрим («правильные мальчики»), 25% –
экстремалы, 15% - «ботаники», 15% - бунтари, 5% - стильные
Распространение: около 45% тиража распространяется в Москве, 7% в
Санкт-Петербурге, остальное – в регионах (в основном в городах-миллионниках).
80% тиража – розница, остальное – подписка
Основные рекламодатели в 2005 году: Adidas, Iriver, Mars, Nike, Philips, Reebok, Siemens, Solomon, пиво
«Сокол», «Спортмастер»
OOPS! Издается в России с 2001
года. С июня 2005 года журнал перешел со скрепки на склейку. Также стала более
плотной обложка. Чтобы увеличить процент более взрослой аудитории, незначительно
изменился макет, например, журнал стал верстаться в стиле «взрослых» женских
изданий. С мая 2005 года главным редактором журнала «Oops!»
стала Елена Абашкина (раньше, в 2002–2003 годах, она была редактором журнала
«Мini»
).
Содержание журнала «Oops!»
близко к содержанию женских журналов. Основные темы: мода, стиль,
красота, лайф-стайл, фитнес, здоровый образ жизни молодых девушек.
Издательский дом: Burda
Издатель: Дина Ковешникова,
главный редактор Елена Абашкина
Периодичность: ежемесячно (день
выхода: третья суббота)
Заявленный тираж: 260 тыс. экземпляров
Объем: 108 полос
Ядро аудитории:
студентки вузов и других
учебных заведений в возрасте от 17 до 20 лет (доход семьи – выше среднего)
Распространение: в Москве и во всех регионах России, 95% – розница,
5% – подписка
Основные рекламодатели в 2005 году: Bourjois, Cilag AG,
Infon, Frito Lay, Jippii, L`Oreal, Nikita, Procter & Gamble, Pupa, Smx-Com
COOL В России издается с 1997 года. В 2005 году журнал
«потолстел» с 40 до 60 полос. Предназначен для самых младших представителей
подростковой аудитории. Тематика – в основном музыка и шоу-бизнес.
Издательский дом: Burda
Издатель:
Дина Ковешникова,
главный редактор Сергей Верейкин
Периодичность: еженедельно (день
выхода: понедельник)
Заявленный тираж: 220 тыс. экземпляров
Объем: 60 полос
Ядро аудитории:
тинейджеры (мальчики и
девочки примерно в равной степени) 12–19 лет
Распространение: в
Москве и во всех регионах России, 95% – розница, 5% – подписка
Основные рекламодатели в 2005
году: Johnson & Johnson, iFree, Infon, Jippii,
Finko, Frito Lay, L`Oreal, Nikita, «МегаФон», МТС
COOL GIRL
Издается в России с 1997 года. В 2005 году произошел перезапуск журнала – он
стал более гламурным, ориентированным на моду, красоту и стиль. Увеличилась
плотность обложки, изменились макет и верстка. Периодичность выхода снизилась с
двух раз в месяц до одного, увеличился объем номера (с 48 до 76 полос) и цена (в
розницу до 23 рублей). Появились необходимые элементы и атрибутика глянцевого
журнала.
В связи с
перезапуском прежний главный редактор «Oops!
»
и «Cool
Girl»
Елена Лосевская стала главным редактором только журнала «Cool
Girl»
.
Значительная часть «нового» «Cool
Girl» посвящена отношениям с противоположным
полом. Однако издатели не выносят на обложку журнала слово «секс» (как это
делают более «взрослые» издания), считая, что обсуждать эту тему нужно, как это
сделали бы родители подростков – осторожно и деликатно.
Издательский дом: Burda
Издатель: Дина Ковешникова, главный редактор Елена
Лосевская
Периодичность: ежемесячно (день выхода: четвертая суббота)
Заявленный тираж: 220 тыс. экземпляров
Объем: 76 полос
Ядро аудитории: преимущественно девушки, ученицы старших классов
12–16 лет
Распространение: в Москве и во всех регионах России, 95% –
розница, 5% – подписка
Основные
рекламодатели в 2005 году: Boots
Healthcare, Cilag AG, iFree, Infon, Finko, Glaxo Wellcome, L`Oreal, Nikita,
«МегаФон», МТС
ELLE GIRL Издается в России с апреля 2003 года. Первые международные
издания «Elle
Girl»
были одновременно запущены в США и Великобритании в сентябре 2001 года. На
сегодняшний момент журнал выходит также в США, Великобритании, Канаде (во
франкоязычной провинции Квебек), Германии, Франции и др. На момент появления
журнала в России тираж «Elle
Girl»
составлял 80
тыс. экземпляров.
На протяжении последних
двух лет объем журнала не менялся, а дизайн и контент, по словам Ксении Кесоян,
бренд-менеджера журнала «Elle
Girl»
,
развивался вместе с читателями. В числе главных тем: кино, спорт, музыка,
частная жизнь и личные отношения. Особое внимание уделяется моде и стилю.
Отличительная черта журнала «Elle
Girl»
– коммуникация с аудиторией акциями event-marketing. Для большинства читателей
«Elle
Girl»
конкурсы «Собери чемодан
для поездки в Милан» (2003 год), «Звездный билет» (2004 год) и «Я Lowe New York»
(2005 год) уже стали своеобразным брендом внутри бренда.
Издательский дом: АФС
Главный редактор: Ольга Зарецкая
Периодичность: ежемесячно (день выхода: 18–20-е число)
Объем: 132 полосы
Заявленный
тираж: 140 тыс. экземпляров
Ядро аудитории:
преимущественно девушки 16–19 лет
Распространение:
Москва – 55,3%, регионы – 44,7%. По подписке
распространяется 3,81% тиража, в рознице – 96,19%
Основные рекламодатели в 2005 году:
Avon, Bourjois, Boots Healthcare (Clearasil), Estee Lauder, L`Oreal
Group, Procter&Gamble, «Дикая Орхидея», «Единая Европа», «Сити-обувь».
* Здесь и далее – данные предоставлены издателями
** Здесь и
далее компании перечислены по алфавиту
Другие публикации журнала "Индустрия рекламы" читайте на
сайте журнала -
www.adindustry.ru.