Назад

Как выживает пресса в дальневосточных муниципалитетах

Как выживает пресса в дальневосточных муниципалитетах

События этого года усложнили и без того непростую жизнь российских, в том числе дальневосточных, журналистов-газетчиков. Продолжают дорожать услуги типографий, сжимается рынок полиграфии, сокращается аудитория печатных СМИ, растут тарифы доставки, падает продажа традиционной рекламы, слабо монетизируются онлайн-проекты, продолжается отток квалифицированных кадров. Дополнительные вызовы принесли санкции. Текущую ситуацию обсуждали на площадке очередного, девятого дальневосточного МедиаСаммита во Владивостоке в ходе дискуссии «Российская пресса: вызовы и ответы».

Не секрет, что резкое удорожание полиграфических услуг и стоимости бумаги моментально перевело некоторые муниципальные газеты в разряд должников. Редакциям пришлось вводить жесткий режим экономии. И первым их шагом обычно становилось урезание количества полос. И не только…

Жанна Чикризова, главный редактор информационного комплекса «Пульс – Северное Приморье» и одноименной газеты, рассказала, что редакция переехала в скромное помещение, полностью отказалась от стационарных телефонов, нашла подходящий тариф безлимитного интернета. Кроме того, журналисты стали собственноручно наклеивать марки на конверты на почте, чтобы не допустить случайных переплат. Благодаря этим и другим мерам в целом удается экономить до полумиллиона рублей в год.

Даже если редакция районки выпускает достойный продукт, она в одиночку не сможет выжить, так как тираж таких газет не превышает двух тысяч экземпляров. Кроме того, не первый год наблюдатели отмечают отсутствие прямой связи качества контента с тиражом.

– Да будь редактор хоть марсианином, он не сможет в таких условиях заработать достаточно денег, чтобы платить нормальную зарплату журналистам. Проблема возникла еще в 1990-е. В одних регионах власть активно беспокоилась о будущем местной прессы. В других, например, в Приморском крае, дистанцировалась, – говорит секретарь Союза журналистов РФ, главред журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин, регулярно бывающий в Приморье.

Общая сумма государственных грантов, на которые возлагают надежды газетчики, – около 500 миллионов рублей в год. И это на более чем 3,5 тысячи российских редакций печатных СМИ. При таком раскладе в лучшем случае на каждого чуть более 142 тысяч рублей.

Говоря о господдержке и способах ее получения, муниципальные и региональные газеты сетуют – «суеты много, денег мало». При этом они уверены: инструмент существует, значит, им нужно пользоваться.

Между тем журналисты не раз слышали, как чиновники разного уровня с гордостью публично признавались, что не читают газет. Дальневосточники попросили секретаря Союза журналистов РФ инициировать введение запрета на подобные высказывания. По мнению газетчиков, это словно объявить о том, что ты не чистишь зубы.

– В регионах власти не понимают, для чего нужна пресса. Нужно им объяснять, что газета – не просто листок бумаги, это влияние и сила, о чем никогда нельзя забывать. Сегодня мы понимаем, что в тяжелые времена на интернет надеяться нельзя, – отметил Владимир Касютин.

По его словам, муниципальные газеты снова актуальны. Люди доверяют местным изданиям. Тем временем региональные медиахолдинги продолжают поглощать мелкие редакции. Нередко муниципальные власти, игнорируя неудобные, давно работающие СМИ, начинают создавать собственные медиаресурсы, которым уделяют основное внимание.

Остается острой и проблема с кадрами. Учиться журналистике приходят те, кто сроду не держал в руках газет. Журфаки сегодня готовят новых медиажурналистов, а не газетчиков. Несмотря на то что большое количество СМИ ушло в онлайн, печатная пресса пока еще жива.

– Коллеги продолжают работать. И такие медиа нужны потому, что часть аудитории хочет получать информацию из печатных СМИ. Все еще живо, хотя прессу хоронят уже лет 20. Нужно понять, что должны делать журналисты и редакторы, чтобы не остаться на обочине сегодня и завтра, – заявил один из участников МедиаСаммита.

После того как некоторые соцсети были официально объявлены запрещенными на территории РФ, редакциям стало сложно работать с интернет-аудиторией. Но это не повод опускать руки. Владимир Касютин считает, что муниципальная и региональная пресса обязательно должна иметь аккаунты в Telegram, несмотря на то что там не соберешь много подписчиков. Это важно сейчас, когда социальные медиа, дававшие «бумаге» дополнительный охват и заработок, существенно сжались.

Есть смысл заняться краудфандингом – сбором средств в интернете на площадках типа «Силы слова» или «Планеты». Звучали предложения создавать при редакциях некоммерческие организации, у которых больше возможностей получить господдержку. Еще один проверенный вариант – издание книг, путеводителей, календарей, справочников для своей аудитории. По-прежнему мечта любой редакции – стать официальным публикатором нормативных актов.

– Универсального решения нет, но есть универсальный принцип. Называют его стратегией ежа. Когда лиса хочет съесть его, она придумывает разные способы. Еж отвечает на это одним – сворачивается в клубок, но делает это хорошо. Нужно сосредоточиться на том, что у редакции получается лучше всего, – уверен приглашенный спикер МедиаСаммита, директор дальневосточного филиала «РГ» Сергей Сайко.

 

 


Читайте также

все новости