- Что с реконструкцией Большого
театра?
- Мы не входили в конкурсные комиссии, не принимали
участие в обсуждении концепций, предпроектных проработок и так далее. Проект
реконструкции Большого полностью относится к компетенции Федерального агентства
по культуре, что, конечно, ни в коей мере не снимает с министерства
ответственности за все происходящее. Наша задача - доказать Минфину и
Минэкономразвития обоснованность размеров бюджетного финансирования
реконструкции Большого. Задача сложная, сроки минусовые, тем более что
заключение Главгосэкспертизы пока не готово. Я не могу подтвердить или
опровергнуть озвученный на встрече с президентом миллиард. Дождемся
экспертизы.
- Могли бы вы уточнить объемы и стоимость работ по
Мариинскому театру?
- К объектам Мариинского театра, подлежащим
строительству, реконструкции и реставрации, относятся: существующее здание -
Мариинка-1; новое здание - Мариинка-2; здание декорационных мастерских,
реконструируемое под концертный зал, - Мариинка-3. По Мариинке-1 утвержденный
объем финансирования - 48,4 миллиона евро. Из них 24,68 миллиона - средства
федерального бюджета и 23,72 миллиона - средства Международного банка
реконструкции и развития. Министерство культуры и массовых коммуникаций
выступает здесь в роли заказчика по займу Всемирного банка. Весь комплекс работ
по этой части проекта координируется и контролируется нами. В ближайшее время
состоится подписание контракта на второй этап проектных работ с консорциумом
"Фабре-Сцен-Сетек-Батиман". Начало освобождения здания - III квартал 2006
года.
Что касается Мариинки-2, то там освобождение территории под
строительство намечено на декабрь 2005 года, а начало строительства - на I
квартал 2006 года. Предполагаемый объем финансирования - 220 миллионов евро из
федерального бюджета. Заказчиком является Федеральное агентство по культуре и
кинематографии. Предпроектные предложения, сделанные победителем международного
конкурса Домиником Перро, находятся на рассмотрении в органах Государственной
экспертизы. Заключение контрактов на разработку стадии "проект" и "рабочая
документация" запланировано на апрель 2005 года. Вместимость концертного зала
Мариинки-3 (здание декорационных мастерских) - 1100 зрителей. Завершение
реконструкции запланировано на июнь-июль 2006 года. Предполагаемый объем
финансирования - 20 миллионов евро, это привлеченные инвестиционные средства.
Заказчик - Государственный академический мариинский театр. Проектировщик -
консорциум "Фабре-Сцен-Сетек-Батиман", архитектор - Ксавье Фабр. Кроме этого,
есть инженерное оборудование и благоустройство территории у театра. Это также
министерская часть, здесь имеется в виду замена инженерных сетей и
благоустройство территории с учетом подключения реконструируемых и строящихся
объектов. Окончание работ в том же 2008 году. Стоимость - 17,2 миллиона
евро.
- Как получилось, что по Мариинке-1 госзаказчиком является
министерство, а по Мариинке-2 и Большому - Федеральное
агентство?
- Ничего удивительного. Мариинка-1 идет по линии
займа Всемирного банка на проект "Экономическое развитие города
Санкт-Петербурга". Уполномоченной стороной от России (согласно двум
постановлениям правительства) является Минкультуры. Кроме Мариинки,
предусматривается целый комплекс уже утвержденных работ по Эрмитажу,
Петропавловке, Русскому музею, Филармонии, Консерватории, Царскому селу и
Павловску. Мы взаимодействуем с администрацией Петербурга, Минфином,
Минэкономразвития. Это наш общий проект, а не только Минкультуры. На конец марта
запланировано представление всей программы в Петербурге. Замечу, финансирование
направлено на конкретные, адресные, конечные проекты.
В проектах, в
финансировании которых участвует Всемирный банк, бюджет Российской федерации
обеспечивает так называемую точку роста и привлечение инвестиционных средств. В
качестве примера назову реконструкцию восточного крыла Главного штаба,
переданного Эрмитажу. 8,28 миллиона евро выделяется из средств Всемирного банка,
а 8,62 миллиона евро - из федерального бюджета. В этой программе участвуют
Интеррос и Фонд Соломона Р. Гуггенхайма - они являются официальными
консультантами музея, его стратегическими партнерами. Министерство проводило
консультации и с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, и с главой Фонда
Гуггенхайма Томасом Кренсом, у нас полное взаимопонимание.
Весь проект
"Экономическое развитие Санкт-Петербурга" в части Минкультуры рассчитан на
период с 2005-го по 2009 годы. Общая сумма - 155 миллионов евро: 59 миллионов -
займ, остальное - бюджет.
"Обидно, когда памятник федерального значения
сдается за 23 доллара за метр"
- Другая острая и актуальная
проблема - памятники истории и культуры. Будет разрешена приватизация или
нет?
- Мы уже не раз представляли позицию министерства,
которая заключается в том, что отмена моратория на приватизацию (статья 63
федерального закона 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации") преждевременна. Количество
объектов недвижимости, подлежащих государственной охране, например, в городах
Москве и Санкт-Петербурге и отнесенных законодательством к федеральной
собственности составляет в каждом более 3 тысяч памятников. В свое время Москва
санкционировала регистрацию прав собственности на объекты, отнесенные
действующим законодательством к федеральной собственности, которые находились в
оперативном управлении Главного управления охраны памятников г. Москвы. Тогда
более 900 (!) федеральных памятников было отнесено к собственности города
Москвы. Сейчас мы совместно с коллегами из Росимущества выверяем перечень
федеральных объектов, но процесс этот сложный. Как быть с Гостиным двором,
Манежем? Да, Москва за счет своих средств восстановила Гостиный двор,
восстанавливает Манеж. Но, может быть, сначала нужно было все должным образом
оформить.
Скоро у нас будет очередная встреча в Конституционном суде.
Речь идет о запросе Москвы о конституционности постановления Верховного совета
Российской Федерации 1991 года № 3020 "О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации". Ждать осталось недолго. Честно сказать,
обидно, когда узнаешь из материалов Счетной палаты, что, например, памятник
федерального значения Верхние торговые ряды (ГУМ) сдается Москвой в среднем за
23 доллара за квадратный метр в год, а 40 процентов объектов культурного
наследия в Московской области не имеет балансодержателей.
"Экономика
культуры - это государственно-частное партнерство"
- В
министерстве вы занимаетесь в первую очередь экономикой культуры. Что это
такое?
- Экономика культуры - это государственно-частное
партнерство. Хотя кто по большому счету знает о том, что делает "Интеррос" для
Эрмитажа, Альфа-банк - для Большого, "Система" - для Русского музея и
Третьяковки, Росбанк - для музеев Московского Кремля или, например, "Газпром",
ВТБ, "Северсталь", "Базовый элемент", "Ренова", "Аэрофлот". Просто многие важные
для российской культуры проекты осуществляются без пиара. Представьте, какие
резервы для бюджета в эффективном использовании памятников, объектов культурного
наследия. Замечу, речь идет не столько о приватизации, сколько об эффективном
управлении.
К сожалению, на сегодняшний день государство не имеет
единого реестра музейного фонда страны. Какая, вы думаете, страховая стоимость
музейного фонда? По экспертным оценкам 600-700 миллиардов долларов и
более.
Серьезный потенциал для увеличения поступлений в бюджет имеет
телевидение и радиовещание. Насколько я помню, общий объем рекламного рынка в
2004 году составил около 3,6 миллиарда долларов, из которых порядка 1,5
миллиарда долларов приходится на телевизионную рекламу, кроме этого, у рынка
телерекламы самые высокие темпы роста по сравнению с другими СМИ. Основными
игроками на рынке телерекламы являются национальные каналы: "Первый канал",
"Россия", НТВ (их аудитория составляет более 60%) и региональные сети СТС, ТНТ,
REN ТВ и ТВЦ.
Или частный на первый взгляд вопрос - билетные спекулянты.
По имеющейся информации, годовая выручка Московской дирекции
театрально-зрелищных касс составляет примерно 500 миллионов рублей.
Распространяет дирекция 1,6 миллиона билетов в год, что составляет половину от
передаваемых им на реализацию. Остальное идет в возврат. МДТЗК покрывает 30
процентов рынка. А выручка так называемого серого рынка - около 1 миллиарда
рублей...
Еще одна тема - авторские и смежные права. Есть претензии по
поводу пиратства, производства контрафактной продукции. По сведениям
Международной федерации производителей фонограмм, легальный рынок музыкальной
продукции в России в 2004 году составил 350 миллионов долларов. Нелегальный -
тоже 350 миллионов долларов. По количеству носителей нелегальной продукции
распространяется ровно в два раза больше, чем легальной, за счет ценовой
разницы. Снижение объема нелегальной продукции на 10 процентов даст
дополнительные ежегодные поступления в виде НДС в размере 70 миллионов долларов.
Не буду говорить о потенциале рынка шоу-бизнеса, о развитии цивилизованного
антикварного рынка, о росте интереса к современному искусству (толпы посетителей
на 1-й Московской биеннале современного искусства - красноречивое тому
подтверждение), об интересе к нашему наследию, к новым тенденциям развития
культуры...
Культура-2005 в цифрах:
Реконструкция
Мариинского театра обойдется в:
Мариинка-1 - 48,4 миллиона евро
Мариинка-2
- 220 миллионов евро
Мариинка-3 - 20 миллионов евро
Реконструкция Большого
театра обойдется в 1 миллиард долларов (под вопросом)
Реконструкция
восточного крыла Главного штаба обойдется в 16,9 миллиона евро
Проект
"Экономическое развитие Санкт-Петербурга", общая стоимость: 155 миллионов
евро
Страховая стоимость музейного фонда России - 600-700 миллиардов
долларов
Объем рекламного рынка (в 2004 году) - 3,6 миллиарда
долларов
Выручка Московской дирекции театрально-зрелищных касс (за 2004 год)
- 500 миллионов рублей
"Серый рынок" билетов театрально-зрелищных мероприятий
- 1 миллиард рублей
Легальный рынок музыкальной продукции (в 2004 году) - 350
миллионов долларов
Нелегальный рынок музыкальной продукции (в 2004 году) -
350 миллионов долларов
Николай
МОЛОК