Назад

Как сегодня финансируется культура

- Что с реконструкцией Большого театра?

- Мы не входили в конкурсные комиссии, не принимали участие в обсуждении концепций, предпроектных проработок и так далее. Проект реконструкции Большого полностью относится к компетенции Федерального агентства по культуре, что, конечно, ни в коей мере не снимает с министерства ответственности за все происходящее. Наша задача - доказать Минфину и Минэкономразвития обоснованность размеров бюджетного финансирования реконструкции Большого. Задача сложная, сроки минусовые, тем более что заключение Главгосэкспертизы пока не готово. Я не могу подтвердить или опровергнуть озвученный на встрече с президентом миллиард. Дождемся экспертизы.

- Могли бы вы уточнить объемы и стоимость работ по Мариинскому театру?

- К объектам Мариинского театра, подлежащим строительству, реконструкции и реставрации, относятся: существующее здание - Мариинка-1; новое здание - Мариинка-2; здание декорационных мастерских, реконструируемое под концертный зал, - Мариинка-3. По Мариинке-1 утвержденный объем финансирования - 48,4 миллиона евро. Из них 24,68 миллиона - средства федерального бюджета и 23,72 миллиона - средства Международного банка реконструкции и развития. Министерство культуры и массовых коммуникаций выступает здесь в роли заказчика по займу Всемирного банка. Весь комплекс работ по этой части проекта координируется и контролируется нами. В ближайшее время состоится подписание контракта на второй этап проектных работ с консорциумом "Фабре-Сцен-Сетек-Батиман". Начало освобождения здания - III квартал 2006 года.

Что касается Мариинки-2, то там освобождение территории под строительство намечено на декабрь 2005 года, а начало строительства - на I квартал 2006 года. Предполагаемый объем финансирования - 220 миллионов евро из федерального бюджета. Заказчиком является Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Предпроектные предложения, сделанные победителем международного конкурса Домиником Перро, находятся на рассмотрении в органах Государственной экспертизы. Заключение контрактов на разработку стадии "проект" и "рабочая документация" запланировано на апрель 2005 года. Вместимость концертного зала Мариинки-3 (здание декорационных мастерских) - 1100 зрителей. Завершение реконструкции запланировано на июнь-июль 2006 года. Предполагаемый объем финансирования - 20 миллионов евро, это привлеченные инвестиционные средства. Заказчик - Государственный академический мариинский театр. Проектировщик - консорциум "Фабре-Сцен-Сетек-Батиман", архитектор - Ксавье Фабр. Кроме этого, есть инженерное оборудование и благоустройство территории у театра. Это также министерская часть, здесь имеется в виду замена инженерных сетей и благоустройство территории с учетом подключения реконструируемых и строящихся объектов. Окончание работ в том же 2008 году. Стоимость - 17,2 миллиона евро.

- Как получилось, что по Мариинке-1 госзаказчиком является министерство, а по Мариинке-2 и Большому - Федеральное агентство?

- Ничего удивительного. Мариинка-1 идет по линии займа Всемирного банка на проект "Экономическое развитие города Санкт-Петербурга". Уполномоченной стороной от России (согласно двум постановлениям правительства) является Минкультуры. Кроме Мариинки, предусматривается целый комплекс уже утвержденных работ по Эрмитажу, Петропавловке, Русскому музею, Филармонии, Консерватории, Царскому селу и Павловску. Мы взаимодействуем с администрацией Петербурга, Минфином, Минэкономразвития. Это наш общий проект, а не только Минкультуры. На конец марта запланировано представление всей программы в Петербурге. Замечу, финансирование направлено на конкретные, адресные, конечные проекты.

В проектах, в финансировании которых участвует Всемирный банк, бюджет Российской федерации обеспечивает так называемую точку роста и привлечение инвестиционных средств. В качестве примера назову реконструкцию восточного крыла Главного штаба, переданного Эрмитажу. 8,28 миллиона евро выделяется из средств Всемирного банка, а 8,62 миллиона евро - из федерального бюджета. В этой программе участвуют Интеррос и Фонд Соломона Р. Гуггенхайма - они являются официальными консультантами музея, его стратегическими партнерами. Министерство проводило консультации и с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, и с главой Фонда Гуггенхайма Томасом Кренсом, у нас полное взаимопонимание.

Весь проект "Экономическое развитие Санкт-Петербурга" в части Минкультуры рассчитан на период с 2005-го по 2009 годы. Общая сумма - 155 миллионов евро: 59 миллионов - займ, остальное - бюджет.

"Обидно, когда памятник федерального значения сдается за 23 доллара за метр"

- Другая острая и актуальная проблема - памятники истории и культуры. Будет разрешена приватизация или нет?

- Мы уже не раз представляли позицию министерства, которая заключается в том, что отмена моратория на приватизацию (статья 63 федерального закона 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") преждевременна. Количество объектов недвижимости, подлежащих государственной охране, например, в городах Москве и Санкт-Петербурге и отнесенных законодательством к федеральной собственности составляет в каждом более 3 тысяч памятников. В свое время Москва санкционировала регистрацию прав собственности на объекты, отнесенные действующим законодательством к федеральной собственности, которые находились в оперативном управлении Главного управления охраны памятников г. Москвы. Тогда более 900 (!) федеральных памятников было отнесено к собственности города Москвы. Сейчас мы совместно с коллегами из Росимущества выверяем перечень федеральных объектов, но процесс этот сложный. Как быть с Гостиным двором, Манежем? Да, Москва за счет своих средств восстановила Гостиный двор, восстанавливает Манеж. Но, может быть, сначала нужно было все должным образом оформить.

Скоро у нас будет очередная встреча в Конституционном суде. Речь идет о запросе Москвы о конституционности постановления Верховного совета Российской Федерации 1991 года № 3020 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации". Ждать осталось недолго. Честно сказать, обидно, когда узнаешь из материалов Счетной палаты, что, например, памятник федерального значения Верхние торговые ряды (ГУМ) сдается Москвой в среднем за 23 доллара за квадратный метр в год, а 40 процентов объектов культурного наследия в Московской области не имеет балансодержателей.

"Экономика культуры - это государственно-частное партнерство"

- В министерстве вы занимаетесь в первую очередь экономикой культуры. Что это такое?

- Экономика культуры - это государственно-частное партнерство. Хотя кто по большому счету знает о том, что делает "Интеррос" для Эрмитажа, Альфа-банк - для Большого, "Система" - для Русского музея и Третьяковки, Росбанк - для музеев Московского Кремля или, например, "Газпром", ВТБ, "Северсталь", "Базовый элемент", "Ренова", "Аэрофлот". Просто многие важные для российской культуры проекты осуществляются без пиара. Представьте, какие резервы для бюджета в эффективном использовании памятников, объектов культурного наследия. Замечу, речь идет не столько о приватизации, сколько об эффективном управлении.

К сожалению, на сегодняшний день государство не имеет единого реестра музейного фонда страны. Какая, вы думаете, страховая стоимость музейного фонда? По экспертным оценкам 600-700 миллиардов долларов и более.

Серьезный потенциал для увеличения поступлений в бюджет имеет телевидение и радиовещание. Насколько я помню, общий объем рекламного рынка в 2004 году составил около 3,6 миллиарда долларов, из которых порядка 1,5 миллиарда долларов приходится на телевизионную рекламу, кроме этого, у рынка телерекламы самые высокие темпы роста по сравнению с другими СМИ. Основными игроками на рынке телерекламы являются национальные каналы: "Первый канал", "Россия", НТВ (их аудитория составляет более 60%) и региональные сети СТС, ТНТ, REN ТВ и ТВЦ.

Или частный на первый взгляд вопрос - билетные спекулянты. По имеющейся информации, годовая выручка Московской дирекции театрально-зрелищных касс составляет примерно 500 миллионов рублей. Распространяет дирекция 1,6 миллиона билетов в год, что составляет половину от передаваемых им на реализацию. Остальное идет в возврат. МДТЗК покрывает 30 процентов рынка. А выручка так называемого серого рынка - около 1 миллиарда рублей...

Еще одна тема - авторские и смежные права. Есть претензии по поводу пиратства, производства контрафактной продукции. По сведениям Международной федерации производителей фонограмм, легальный рынок музыкальной продукции в России в 2004 году составил 350 миллионов долларов. Нелегальный - тоже 350 миллионов долларов. По количеству носителей нелегальной продукции распространяется ровно в два раза больше, чем легальной, за счет ценовой разницы. Снижение объема нелегальной продукции на 10 процентов даст дополнительные ежегодные поступления в виде НДС в размере 70 миллионов долларов. Не буду говорить о потенциале рынка шоу-бизнеса, о развитии цивилизованного антикварного рынка, о росте интереса к современному искусству (толпы посетителей на 1-й Московской биеннале современного искусства - красноречивое тому подтверждение), об интересе к нашему наследию, к новым тенденциям развития культуры...

Культура-2005 в цифрах:
Реконструкция Мариинского театра обойдется в:
Мариинка-1 - 48,4 миллиона евро
Мариинка-2 - 220 миллионов евро
Мариинка-3 - 20 миллионов евро
Реконструкция Большого театра обойдется в 1 миллиард долларов (под вопросом)
Реконструкция восточного крыла Главного штаба обойдется в 16,9 миллиона евро
Проект "Экономическое развитие Санкт-Петербурга", общая стоимость: 155 миллионов евро
Страховая стоимость музейного фонда России - 600-700 миллиардов долларов
Объем рекламного рынка (в 2004 году) - 3,6 миллиарда долларов
Выручка Московской дирекции театрально-зрелищных касс (за 2004 год) - 500 миллионов рублей
"Серый рынок" билетов театрально-зрелищных мероприятий - 1 миллиард рублей
Легальный рынок музыкальной продукции (в 2004 году) - 350 миллионов долларов
Нелегальный рынок музыкальной продукции (в 2004 году) - 350 миллионов долларов

Николай МОЛОК

Читайте также

все новости