"Мы создали некоммерческую организацию "Союз московских издателей".
Написали письмо мэру Москвы с единственной просьбой -- провести открытый
конкурс,-- говорит Павел Гусев.-- Сейчас очень много непонятных людей начали
кружиться над этими киосками, как мухи над навозной кучей. Мэр это письмо
подписал и распорядился провести конкурс".
Теперь гендиректор МК решил
действовать не в одиночку (см. справку), а создать для участия в тендере
отраслевое объединение. Участвовать в "Союзе московских издателей" согласились
также ИД "АиФ", "Совершенно секретно", "Семь дней", "Здоровье", "Вечерняя
Москва" и другие.
Участники союза объясняют решение вступить в альянс
боязнью подтасовок во время тендера. "Ситуация все запутаннее, возникают не
очень понятные участники и интересанты. Мы хотим открытого проведения тендера,
поэтому и объединились",-- говорит гендиректор ИД "Аргументы и факты" Дмитрий
Иванов.
Участники новой организации говорят, что недовольны работой
"Издательской инициативы", поэтому и решили выходить на тендер самостоятельно.
"Все борются за одно и то же, но если в одном случае это просто декларируется,
то здесь идет поиск конкретных механизмов",-- говорит гендиректор ИД "Здоровье"
Татьяна Ефимова. С ней соглашается Дмитрий Иванов из "АиФ", называющий действия
"Издательской инициативы" аморфными.
Однако источники "Бизнеса" утверждают,
что Гусев предлагал вступить в новый союз только российским ИД. "В "Издательскую
инициативу" входят только иностранные ИД, если они победят, то и продаваться в
метро будут только они",-- говорит представитель одного крупного ИД. "Павел
Гусев сказал, что собирается создать объединение российских издателей, а в этом
есть подтекст, который нам глубоко чужд",-- говорит коммерческий директор ИД
"Коммерсантъ" Павел Филенков, которому Гусев также предлагал вступить в новый
союз.
В "Издательской инициативе" утверждают, что не очень встревожены
появлением конкурента. "Нам нет разницы, кто будет заниматься торговлей в
25-метровой зоне. Главное, чтобы там была торговля и чтобы она велась по
правилам, которые поддерживает ИИ",-- говорит председатель правления
"Издательской инициативы" Виктор Шкулев.
Эксперты считают, что новая
организация имеет довольно большие шансы на победу. ""Издательская инициатива"
использовала все возможные средства, но ничего у них пока не получилось. Здесь
также собрались влиятельные ИД, возможно, у них получится",-- говорит
управляющий директор "Системы массмедиа" Сергей Ключенков.
Справка:
Торговля в
метро была запрещена московским правительством в сентябре
2004 года. Продавцы печатной продукции (в первую очередь принадлежащий концерну
«Система массмедиа» лидер рынка подземной торговли «Наша пресса» и монополист
продаж в 25-метровой зоне «Метрополитеновец») потеряли большую часть бизнеса.
После их многочисленных жалоб столичные власти разрешили установить в метро сеть
специализированных киосков, а право их установки выставили на тендер, который
назначен на февраль.
Помимо уже существовавших игроков, о претензиях
на право заниматься подземной торговлей заявляли некоммерческое партнерство
«Издательская инициатива» (объединяет несколько крупных издательских домов) и ИД
«Пушкинская площадь», которая уже установила в метро сеть специализированных
автоматов (см. «Пушкинская
площадь» вошла в метро. Бизнес, 18.01.2005 г.
).
Третьим претендентом на подземную торговлю стал МК. В
октябре Павел Гусев написал письмо мэру Москвы Юрию Лужкову, где предложил
сделать МК «головной организацией по реализации указанной программы». Но
вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, руководитель штаба по вопросу вывода торговых
объектов из 25-метровой зоны, заявил, что, поскольку в постановлении
предусмотрено проведение конкурса, единичные предложения не
пройдут.
Марина НОСКОВИЧ