Назад

Издатели против сухого закона в рекламе печатных СМИ

Вчера в Минпечати (МПТР) РФ прошел "круглый стол", на котором представители российских издательских домов и рекламодатели пытались убедить МПТР и инистерство по антимонопольной политике (МАП) отменить фактически cуществующий запрет на рекламу крепкого алкоголя в печатных СМИ.
Представители министерств не возражали: Минпечати пообещало взять на себя роль координатора в диалоге между издателями и МАПом, а сам МАП - подумать над внесением поправок в законодательство. Правила размещения рекламы алкоголя в газетах и журналах регулируются двумя федеральными законами.

Статья 16 закона "О рекламе" запрещает рекламировать алкоголь в изданиях для несовершеннолетних, на первой и последней полосе газет и журналов. Никаких других ограничений в законе "О рекламе" нет. Но есть закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", 17-я статья которого допускает рекламу крепких (более 15 градусов) напитков только в организациях, осуществляющих производство и оборот алкоголя. С тем, что 17-я статья не выдерживает критики, согласны даже контролирующие ведомства: "Статья написана плохо",- отметил вчера на заседании сотрудник юридической службы МПТР. Но именно на нее опирается МАП, штрафуя издателей, публикующих рекламу крепких напитков. Поэтому издатели полагают, что единственным решением проблемы могут стать поправки в упомянутый закон об алкогольной продукции. Вчера на "круглом столе" крупнейшая профессиональная издательская ассоциация - Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) представила проект, согласно которому в статье 17 должен появиться отсыл к закону "О рекламе". И именно законом "О рекламе", полагают в ГИПП, должен руководствоваться МАП при контроле за рекламой алкоголя. Та же правоприменительная практика, которую проводит МАП сегодня, по мнению участников рынка, служит лишь политическим амбициям отдельных законодателей и лишает СМИ законных средств к существованию.

"Лицемерие утверждать, что реклама алкоголя влияет на объем его потребления и что она опасна для здоровья нации",- считают участники рынка. "Никогда производители некачественной продукции не рекламируются,- уверен президент РАРА Владимир Евстафьев.- Мы говорим о дорогих коньяках, виски, винах. Такая реклама - форма продвижения высокой культуры питья". Кроме того, молодежная аудитория, заботой о которой законодатели объясняют запрет рекламы алкоголя, редко имеет к ней доступ. "Реклама алкоголя размещается в основном в глянцевых журналах, а их целевая аудитория часто начинается с 25 лет",- говорит гендиректор ИД "7 дней" Дмитрий Бирюков. Издателям есть за что бороться. Даже сейчас, в условиях фактического запрета на рекламу алкоголя в печатных СМИ, эксперты оценивают этот рынок в $10-15 млн в год. В странах, где подобного запрета нет, крепкие напитки приносят издателям глянцевых журналов 15-20% всех рекламных поступлений. Вчера и МАП, и МПТР признали существование проблемы и решили совместно ее решать. Замминистра печати Владимир Григорьев заявил, что его ведомство возьмет на себя работу по координации диалога между издателями и МАПом, а представители самого МАПа сообщили, что внесение поправок будет обсуждаться на координационном совете министерства.

Константин ВОРОНЦОВ

Читайте также

все новости