Участники рынка печатных СМИ отмечают два принципиальных момента в одобренных
вчера документах. Согласно проекту постановления "Об основных направлениях...",
московские власти должны разработать перспективный план развития сети
распространения СМИ, исходя из норматива 10 кв. м торговой площади (по сути,
один киоск) на 1 тыс. жителей. Это означает, что количество торговых точек
должно вырасти более чем вдвое. Кроме того, городским предприятиям торговли,
площадь которых больше 300 кв. м, будет рекомендовано включать в свой
ассортимент периодические издания. Наконец, проект постановления разрешает
размещение киосков с прессой в 25-метровой зоне вокруг станций метро. "Если этот
план будет реализован в полной мере, мы приблизимся к европейским нормам по
количеству торгующих периодикой точек на душу населения",-- говорит председатель
правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. По
оценкам участников рынка периодики, его розничный оборот в этом случае может
увеличиться с $400 млн до более чем $800 млн в год.
В увеличении количества точек, торгующих прессой,
заинтересованы как распространители, так и издатели. Однако последние отмечают,
что механического расширения торговых площадей недостаточно. "Важно не просто
сделать точки больше и увеличить их количество,-- считает генеральный директор
ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктор Шкулев.-- Главное, чтобы эта система работала
эффективно, а для этого нужно, чтобы в ней соблюдались единые внутриотраслевые
правила".
Эти правила описаны в прилагаемой
к постановлению "Концепции реформирования и развития рынка распространения
печатных средств массовой информации в городе Москве". Концепция, разработанная
Московским комитетом по телекоммуникациям и СМИ, регулирует отношения между
издателями и распространителями -- в ней подробно расписаны их права и
обязанности (см.
справку внизу
). На введении подобных правил в течение последних лет
настаивали издатели. Однако теперь они отмечают, что правительство Москвы не
предложило механизма контроля за соблюдением отраслевых норм. Столичные
чиновники в целом с этим согласны. По их словам, контроль за соблюдением правил
-- вопрос саморегулирования рынка.
Технически же
контролировать действия распространителей можно только при распределении мест
под торговые точки. "Согласие работать по прописанным в концепции правилам будет
преимуществом при получении инвестором мест под киоски с прессой, а также для
пролонгации действующих договоров",-- рассказал Ъ руководитель отдела систем
распространения периодики комитета по СМИ правительства Москвы Сергей
Лобанов.
Сами распространители отмечают, что готовы соблюдать
прописанные в концепции правила, если только они не будут затрагивать их
экономических интересов. "Например, мы не против фиксированной цены на
издания,-- говорит Александр Оськин,-- но если издатель хочет контролировать
цену и тираж, он должен оплачивать услуги распространителя. Отказываться от
своей прибыли распространитель не может. С помощью плетки решить такие вопросы
нельзя".
Справка:Новые правила игры на рынке прессыИз "Концепции реформирования и развития рынка
распространения
печатных средств массовой информации в городе Москве"
Распространители
признают за издателями:
- право устанавливать и контролировать цену
на всех этапах реализации;
- право получать оперативную и достоверную
информацию о реализации своей продукции, содержащую данные о количестве
проданных и возвращаемых издателю изданий с разбивкой по номерам изданий и
указанием торговых точек. Регламент предоставления информации, содержание и
формы отчетов являются предметом отраслевых соглашений между издателями и
распространителями;
- право на определение
распространителя--поставщика тиража издателя.
Издатели признают за
распространителями:
- право на возврат, который может быть полным или
ограниченным;
- право ограничить распространение или снять тираж издания по согласованию с Издателем и в соответствии с отраслевой методикой оценки обоснованности продаж издания. Эффективность реализации изданий оценивается распространителем с помощью единой системы критериев.
Юлия КУЛИКОВА