Учредителями 000 «Межрегиональное агентство подписки» являются ГК «Логос»
(49% уставного капитала) и зарегистрированное в Санкт-Петербурге ЗАО
«Интер-Инвест-М» (51%). 90, 83% акций «Интер-Инвест-М» принадлежат компании
Skelton Trading Ltd, зарегистрированной на британских Виргинских островах. На
рынке подписки МАП работает два с половиной года и на данный момент издает
подписные каталоги практически во всех регионах России. По экспертным оценкам,
через каталоги МАП оформляется около 20% всей российской подписки.
Обратиться в Минпечати ГИПП решила после январского уведомления ФГУП
«Почта России» о том, что в 11 регионах России управления федеральной почтовой
связи (УФПС) со второго полугодия 2004 года не будут выпускать подписные
каталоги. Вместо «Почты России» региональным издателям порекомендовали работать
с оператором «Каталога российской прессы» - МАПом. В «Почте России»
объясняют свой шаг тем, что в порядке эксперимента в 11 регионах России был
упразднен выпуск местных каталогов, на смену которым пришел «Каталог российской
прессы «Почта России».
В письме ГИПП говорится: «Издатели приветствуют услуги МАП как
распространителя печатной продукции, однако ставят под вопрос работу МАП на
рынке подписки». «У нас есть претензии к МАП, прежде всего в вопросах сроков
доставки продукции подписчику, - говорит заместитель гендиректора ООО
«С-Инфо» (издает газету «Спид-Инфо») Раиса Полякова. — Например, в Калуге
местное УФПС получило буквально в один день первый номер нашего издания от МАП и
уже второй — от «Роспечати». «МАП на практике не готово выдавать качественную
технологическую документацию, у него нет информационных комплексов, необходимых
для подготовки нормальных бухгалтерских документов», — рассказали на условиях
анонимности в службе распространения одного из крупных издательских домов. Кроме
того, издатели недовольны и формой сотрудничества МАП и «Почты России». «Нас не
устраивает процесс негласного изменения правил игры на рынке, — прокомментировал
письмо ГИПП являвшийся до прошлой недели ее президентом Вадим Горяинов.- Никаких
официальных сообщений о том, что МАП является партнером «Почты России», издатели
не получили. Поэтому в письме мы и попросили Минсвязи подтвердить правомочность
выбора МАП в качестве партнера «Почты России», тем более без публичного
тендера». Издатели рассказывают, что фаворитизм «Почты России» в отношении МАП
порой носит некорректный характер. Так, в почтовых отделениях каталоги основных
конкурентов МАП — «Роспечати» и Агентства подписки и розницы (АПР) — просто
прячут в ящик. Более того, доказан в судебном порядке и случай подтасовки
результатов подписной кампании: значительное число подписавшихся через каталоги
«Роспечати» и АПР было в Волгоградском УФПС переписано на каталоги МАП и
региональных агентств.
В «Почте России» «Ъ» заявляют, что довольны результатами партнерства с
МАП и будут работать с этой компанией и дальше: «Региональные УФПС сотрудничают
с МАП уже почти три года. В течение этого времени в ряде регионов России
совместно МАП и УФПС выпускались местные подписные каталоги с конечными ценами,
которые были весьма востребованы на рынке. В дальнейшем логика реструктуризации
почты, подразумевающая популяризацию института подписки, внедрение новых сетевых
технологий и повышение качества услуг, потребовала объединения подписки на
региональные издания в рамках единого каталога и единого подписного агентства».
Выбор был обусловлен тем, что МАП — «единственное в стране агентство подписки,
обладающее сертификатами соответствия системе менеджмента качества при
предоставлении услуги «распространение печатной продукции».
Как сообщили «Ъ» в пресс-службе министерства, в Минсвязи и ФГУП «Почта
России» было направлено письмо с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, а
сегодня представители обоих министерств должны провести консультацию в целом по
системе доставки газет и журналов.
Параллельно ГИПП направляла и запрос в Министерство по антимонопольной
политике относительно законности действий Минсвязи по созданию
благоприятствующих условий для работы МАП. Однако вчера антимонопольное
ведомство вынесло заключение, что Минсвязи не нарушало закон: никаких
официальных документов относительно норм сотрудничества «Почты России» с МАП
министерство не издавало. Руководство же МАП в ответ на письмо ГИПП
распространило официальное сообщение, в котором заявило, что «сотрудничество
компании с «Почтой России» направлено на повышение эффективности подписной
кампании и осуществляется в интересах издательских домов и подписчиков». В МАП
вчера заявили следующее: «Компания выбрана «Почтой России» в качестве оператора
единого каталога российской прессы, в который будут включены центральные и
региональные издания. Новый каталог откроет перед издателями региональной прессы
принципиально новые возможности: теперь они смогут распространять свои издания
за пределами своего региона, вплоть до выхода на федеральный уровень — это то, о
чем они просили ранее». В МАП подчеркнули, что компания взяла на себя выполнение
непрофильных функций почты — издание каталога, заключение договоров с
издателями, организацию подписной кампании и выпуск рекламных
материалов.