Исследовательская компания TNS Gallup Media предоставила рынку данные
исследования NRS-Россия, репрезентирующего все городское население России старше
16 лет, за декабрь 2004 – апрель 2005 года.
Впервые TNS Gallup
Media провел исследование в 99 городах России. Прежде всего, эти данные
показали, что в России читают газеты и аудитории наиболее популярных газет
сравнимы, а иногда и превышают аудитории телеканалов.
Результаты исследования
показывают, что самая большая аудитория одного номера среди еженедельных изданий
принадлежит общенациональному городскому телегиду «Антенна» – «Телесемь» и
составляет 10 398 400 человек.
Вторую позицию занимает
еженедельник «АиФ» с аудиторией 10 209 800 человек. На третьем месте числится
газета «Комсомольская правда», имеющая аудиторию 9 914 100 человек, читающую в
течение недели ежедневный или еженедельный выпуски газеты.
Довольно оптимистичную картину
рынка печатных СМИ рисует и всероссийское исследование, проведенное
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно данным
этого исследования, лидер рейтинга читаемых газет – местные газеты
общественно-политического характера. Доля читателей этого вида прессы осталась
неизменной с 2002 года – 35%. Зато за три года резко сократилась (с 38 до 30%)
доля россиян, предпочитающих общероссийские общественно-политические
еженедельники («Аргументы и Факты», «Литературную газету», «Московские новости»
и т.п.). Доля читателей ежедневных газет общественно-политической направленности
(таких как «Известия», «Труд» и проч.), напротив, увеличилась с 12 до 18%.
Возрос интерес и к рекламным изданиям, центральным и местным (с 19 до 24%).
Аудитория развлекательной прессы (новости, сенсации, скандалы) остается на
уровне 24-25%. Читатели эротических газет составляют 2-4%. Однако каждый пятый
россиянин (21%) в настоящее время, как и три года назад, газет практически не
читает.
Более всех прочих тем в прессе россиян интересуют бытовые и полезные
советы (45%), материалы на общественно-политические темы (42%) и криминальная
хроника (35%). За ними следуют программа телепередач (22%), светская жизнь
(15%), финансы и экономика, спорт (по 13%), культура и искусство (11%), реклама
(8%). Мужчины чаще женщин отдают предпочтение общественно-политическим темам (48
против 38%), криминалу (40 и 30%), спорту (24 и 3%). Женщин больше интересуют
бытовые темы и полезные советы (54 против 34%), светская жизнь и развлечения (19
и 10%), культура и искусство (14 и 8%). Молодежь 18-24 лет в гораздо большей
мере, чем пенсионеры, интересуется криминальной хроникой (40 против 23%),
светской жизнью и развлечениями (32 против 5%), спортом (25 против 3%), рекламой
(14 против 1%).
Каждый второй россиянин (53%) обычно покупает газеты в
рознице, только 28% их выписывают. Реже респонденты читают бесплатно
распространяемые издания (13%), берут газеты у соседей, друзей (11%), слушают
обзоры прессы по радио (9%).
Всероссийский опрос ВЦИОМ
проведен 25-26 июня 2005 года. Опрошено 1 тыс. 594 человека в 153 населенных
пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не
превышает 3,4%.
Татьяна ЧАБЫКИНА