По ее словам, исследование было проведено с целью изучения
состояния журнального рынка, которое никем не проводилось, и у участников рынка
не было глобальной картины его развития. Существуют статистические данные и базы
этих данных, однако не было анализа всех изменений. Исследование затронуло 1787
специализированных изданий и временной отрезок с 2002 по 2006 года. По
официальным данным зарегистрированных специализированных изданий гораздо больше,
порядка 10 000 изданий. Однако большинство из них либо не выходят вообще,
либо являются очень узкоспециализированными отраслевыми и научными изданиями,
которые существуют на государственные дотации и гранты, выходят крайне
ограниченным тиражом и публикуют преимущественно результаты научных
исследований, статистические данные, что интересует лишь узкий круг
специалистов. Эти журналы непривлекательны для рекламодателей и не играют на
рынке никакой роли. Поэтому исследование проводилось по спискам из коммерческих
баз данных, в частности компании «Рекламный гид», которая собрала информацию по
активным участникам рынка, привлекательных для рекламодателей. Также
использовались данные ГИППа, Госкомстата и компании Pricewaterhouse. После сбора
статистических данных, цифры из разных источников сличались и взаимно
проверялись, что исключило грубые ошибки и погрешности в расчетах.
Как
рассказала Людмила Симонова, в результате проведенных исследований, можно
констатировать, что на российском журнальном рынке за исследованный период
происходит рост регистрации новых изданий и одновременное сокращение спроса со
стороны рекламодателей на издания этой группы. При этом происходит рост
капитализации наиболее крупных издательств и увеличение тиражей их журналов.
Рост тиражей составляет порядка 5% в год. Это говорит о концентрации рынка в
пользу крупных издательств, за счет постоянной ротации изданий, когда
неспособные выдержать конкуренцию издания уходят, а их место занимают новые
игроки, при этом новые бренды зачастую выводят крупные издательства. Надо
заметить, что основной рост капитализации, на ближайшие 3-5 лет, придется на
отечественный сегмент рынка. Дело в том, что в сегменте лицензионных зарубежных
изданий, как и на иностранных рынках, наблюдается перегрев.
Исследование
пользуется спросом преимущественно у крупных издательских домов и в меньшей
степени у рекламодателей.
Комментарий Сергея Старкова, генеральный директор «Эксперт-Дата»:
- Я вполне согласен с теми выводами, которые касаются тенденций на рынке журналов. Однако сомневаюсь в выводе о том, иностранные рынки перегреты и основной рост придется на отечественный сегмент. Все мои данные говорят о том, скорее, что иностранные издательства активно ищут партнеров в России для выхода на российский рынок.
Что же касается стремления снизить статистическую погрешность за счет увеличения выборки изданий, то могу сказать, что если при выборке в 200 изданий погрешность составит около 6%, то увеличение выборки до почти 2000 изданий снизит погрешность до 5,4%. К тому же использование коммерческих баз данных осложняет исследования тем, что эти базы ведут статистику лишь по тем изданиям, с которыми работают. Поэтому большинство предпочитает работать с базами TNS Gallup, поскольку их базы ведутся именно с целью обеспечения исследований. К тому же, основным поводом для некоторого недоверия к исследованиям РБК является упор компании на продажах, которые поставлены у них весьма хорошо. При этом качество приносится в жертву количеству.
Комментарий Кирилла Николаева, генерального директора «Nikolaev e:Consulting»:
- Мы проводим похожую работу на это исследование, с 2002 года. Я в корне не согласен с результатами утверждений что рынок сужается. Есть перегретые направления, где этот процесс будет развиваться, но это исключение. И это не может характеризовать рынок. В целом отраслевая ниша абсолютно свободна, и мы ожидаем настоящий бум ближайшие 5-10 лет в этом направлении. И он будет заключаться в первую очередь в формировании новых ниш, и созданием новых предложений, которые в свою очередь будут расширять рынок, по нашим оценкам не меньше чем на 10% в год. Больше всего меня смутило в исследовании РБК количество - 1787 специализированных изданий. Де-юро их гораздо больше, де-факто (издания работающие в рамках рыночной концепции развития) - в 3 раза меньше.