О необходимости откликнуться на события 11 января в синагоге на Большой Бронной (об их расследовании см. материал на этой странице) депутаты заговорили с самого утра. Правда, в оценке причин инцидента они разошлись. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что происшествие спровоцировано "политикой действующей власти". Павел Воронин ("Единая Россия"), напротив, считает рассадником "злобного экстремизма" партии КПРФ и "Родина". А Николай Герасименко ("Единая Россия") обвинил во всем прессу:
– Я вот с удивлением увидел в "Московском комсомольце" среди дней рождения знаменитых людей Германа Геринга и Альфреда Розенберга – идеолога фашизма. Это в то время, когда проходят выступления и митинги против фашизма, МК печатает дни рождения нацистских преступников!..
Лидер фракции "Родина" ("Народная воля" – СЕПР) Сергей Бабурин тоже был недоволен СМИ, но по другой причине: он полагает, что пресса однобоко освещает события в синагоге.
– Пусть комитет по информполитике разберется, почему идет односторонняя информация,– предложил он.– Первый, кого начал резать преступник, вообще был мусульманин. Вторая жертва – это русский парень по фамилии Куликов. Почему опять попытка поднять тему антисемитизма? Почему опять из этого делается политика?
Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников ("Единая Россия") ответил на это, что надо вносить поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон "О противодействии экстремистской деятельности" с целью ужесточения наказания за проявления экстремизма и распространение экстремистских материалов, в том числе через интернет. Накануне о необходимости усилить уголовную ответственность за такого рода преступления заявил и председатель палаты Борис Грызлов.
– Мы можем обсуждать этот конкретный случай в синагоге,– сообщил депутат Крашенинников.– Или то, вменяемый или невменяемый был субъект. Но нужно четко говорить о том, что тенденция существует. И эта тенденция не положительна. Она говорит о том, что действующее законодательство не всегда четко реагирует на ситуацию.
Депутаты с этим согласились, и комитету было поручено подготовить соответствующие поправки к следующей неделе.
Позже Павел Крашенинников рассказал Ъ, что именно намерен разработать его комитет: "Предполагается внести два блока поправок – ужесточить ответственность за организацию экстремистского сообщества и экстремистскую деятельность, а также усилить административную ответственность для лиц, распространяющих материалы экстремистского содержания через интернет". В первом случае, пояснил глава комитета, срок лишения свободы может быть увеличен с четырех до семи лет, а во втором наказание может составить до пяти лет тюрьмы либо штраф, размер которого будет определен позже. "Степень общественной опасности распространения таких материалов через интернет несоизмеримо выше, чем, например, через листовки,– подчеркнул депутат,– поэтому и ответственность должна быть выше. Я думаю, нашим спецслужбам будет непросто, но они должны будут вычислять лиц, которые распространяют через интернет материалы экстремистского содержания. То есть мы не интернет будем блокировать, а конкретных граждан".
Стоит напомнить, что вопрос об ужесточении антиэкстремистского закона вставал уже не раз и, как правило, именно после громких преступлений и терактов (см. справку). При этом ужесточать нередко предлагалось ответственность не самих экстремистов или нерадивых правоохранителей, а журналистов, "неправильно" освещающих эти инциденты. С контролем над интернетом вполне может получиться то же самое: сайт "Кавказ-центр" продолжит исправно информировать общественность об успехах сепаратистов, а под "закручивание гаек" попадет, скажем, сайт сторонников Михаила Ходорковского.
Сюзанна ФАРИЗОВА
Как редактировали закон о
борьбе с экстремизмом
Закон 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" вступил в силу 25 июля 2002 года. С тех пор в него не внесено ни одной поправки, хотя такие попытки и предпринимались.
Осенью 2002 года после теракта на Дубровке Госдума решила ограничить освещение терактов в СМИ, однако на принятые поправки к закону о СМИ наложил вето президент РФ. 24 апреля 2003 года президент индустриального комитета (ИК) СМИ Константин Эрнст направил в Кремль свои предложения по поправкам к антитеррористическому законодательству, в том числе закону об экстремизме. В предложениях ИК говорилось о необходимости ужесточения ответственности за пропаганду терроризма и экстремизма в СМИ, однако освещение терактов не ограничивалось. Изменений в закон внесено не было.
1 июня 2004 года, спустя три недели после гибели в Грозном президента Чечни Ахмата Кадырова, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников заявил, что парламент рассмотрит пакет поправок к закону об экстремизме. Предполагалось уточнить понятие "экстремизм" и отделить его от понятия "терроризм", так как, по мнению депутата, экстремистская деятельность подается "под соусом хулиганства". Идея не получила дальнейшего развития.
17 июня господин Крашенинников заявил о необходимости внести в закон об экстремизме статьи об ответственности за распространение экстремистских материалов в интернете. Конкретных проектов в Госдуму внесено не было.
28 июня, вскоре после нападения боевиков на Ингушетию 22 июня, замглавы МВД Александр Чекалин предложил разработать "более суровые" поправки к закону об экстремизме. Никаких предложений в Думу силовики не внесли.
9 июля парламент принял в первом чтении поправки к закону "О противодействии экстремистской деятельности", предложенные депутатом от "Единой России" Андреем Исаевым. Они запрещали ликвидацию во внесудебном порядке профсоюзов, подозреваемых в экстремизме. Второго чтения законопроекта до сих пор не было.
6 сентября, после захвата школы #1 в Беслане, ряд думских комитетов предложил внести поправки в антитеррористические законы, касающиеся усиления безопасности в "местах массовых скоплений" граждан. Инициатива не получила дальнейшего развития.
14 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге и 9 октября в Воронеже были убиты два иностранных студента. 24 октября министр юстиции РФ Юрий Чайка на Совете безопасности заявил о необходимости ужесточить антиэкстремистское законодательство. Он предложил упростить порядок ликвидации экстремистских религиозных и общественных организаций. Также министр настаивал на введении уголовной ответственности для распространителей экстремистской литературы и провайдеров, размещающих сайты экстремистов. Однако закон об экстремизме менять не стали.