Сайт работает в тестовом режиме. Приносим извинения за возможные неудобства
Назад

Индекс развития медиасферы-2018

24 января, фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН опубликовали рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации — «Индекс развития медиасферы-2018» (MSindex-2018). Проект осуществляется при поддержке Комитета гражданских инициатив.

Для расчета MSindex использовано в общей сложности 48 различных индикаторов, разделенных на пять частных индексов:

  1. Состояние среды для работы средств массовой информации (СМИ, 10 индикаторов);
  2. Состояние и активность основных стейкхолдеров (влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ, 10 индикаторов);
  3. Состояние аудитории (доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию, 10 индикаторов);
  4. Состояние самих СМИ (10 индикаторов);
  5. Состояние медиаконтента (8 индикаторов).

Интегральный MSindex и частные индексы рассчитаны на основе публичной региональной и федеральной статистики, негосударственной статистики, экспертных оценок, а также массового социологического опроса во всех регионах России.

По результатам исследования все регионы разделены на четыре класса (см. отчет):

  • рейтинг А присвоен 11 наиболее развитым регионам; лидеры класса – Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Московская области.
  • рейтинг B присвоен 30 регионам со средним уровнем развития института массовой информации.
  • рейтинг C присвоен 31 регионам с недостаточным уровнем развития института массовой информации.
  • рейтинг D присвоен13 регионам с наименьшим уровнем развития института массовой информации.

По сравнению с рейтингом 2017 г. класс поменяли 22 региона. Причем 10 перешли в более высокую группу, а 12 – в более низкую. Все изменения происходили в пределах одного класса, в основном (14 переходов) между B и С.

По итогам 2018 г. наиболее связаны между собой оказались частные индексы «Стейкхолдеров» и «Медиаконтента». То есть в тех регионах, где бизнес, власть и общество активнее влияют на СМИ, наблюдается и более качественный контент медиа. Наименее связанными оказались частные индексы «Аудитории» и «Медиасубъектов», что говорит о сравнительно невысоком влиянии аудитории на состояние самих СМИ.

Важный тренд всех лет наблюдений – увеличивающееся расслоение регионов, замечает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин: «То есть Москва – лидер на протяжении всех лет – оказалась как никогда высоко, а последний регион (в 2018 г. – Тыва) как никогда низко». Такой тренд наблюдается не только по интегральному индексу, но и по разным частным индексам и большому числу индикаторов. Например, по такому важному индикатору как уровень трат региональных бюджетов на поддержку СМИ. Медианные годовые затраты регионов в 2018 г. в расчете на одного жителя  запланированы на уровне 173 руб., всего регионы заложили на поддержку СМИ 45,6 млрд руб. (на основе данных Минфина и Федерального казначейства по утвержденным бюджетам, октябрь 2018 г.). Самый низкий показатель – в Пермском крае (11 руб.), самый высокий – в Ямало-Ненецком автономном округе (5087 руб.). На Москву приходится 28% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть более 1000 руб. 

Среди частных индексов наибольшее расслоение между регионами – по уровню медиаконтента, а наименьшее – по состоянию аудитории. Другими словами, аудитория разных регионов оказалась более однородной, чем остальные аспекты медиасферы. «Поэтому плохое состояние медиасферы, самих медиа в регионе нельзя оправдать словами «у нас люди другие»,  – говорит Казьмин,  – например, не доверяют журналистам, не желают получать информацию из альтернативных источников, без запроса на качественный контент». Потому что качества аудитории в разных регионах отличаются меньше, чем экономическая ситуация, качество местных медиа или уровень влияния региональных властей и бизнеса на СМИ, констатирует он.

Одновременно с презентацией Индекса фонд «Медиастандарт» публикует выдержки из проведенных по его заказу исследований состояния аудитории и потребления новостного контента.

Массовые опросы показывают, что телевидение остается самым популярным каналом информации для россиян, в том числе по общественно-политической тематике (этот вариант выбрали 75% респондентов). Далее следует интернет, который в качестве одного из основных источников информации назвала почти половина россиян (48%). Пресса замыкает тройку лидеров с 19%. При этом, когда респондентов спрашивают о доверии к различным источникам информации, заметен резкий рост показателей у неформальных медиа. Так, согласно опросу 2018 г., информации в Youtube доверяет 12%, каналам в Telegram – 4% россиян (среди молодежи – втрое больше), еще в 2017 г. было 8% и 1% соответственно.

Подавляющее большинство россиян – две трети – интересуется общественно-политической повесткой, в том числе касающейся жизни их региона. Совершенно не интересуются таким контентом лишь 12% респондентов. Отсутствие интереса к общественно-политическим новостям тем сильнее, чем моложе респондент. Среди молодежи (18–24 года) таких уже почти четверть (24%). А вот место проживания (город-миллионник или сельское поселение) и частота пользования интернетом не влияют на интерес россиян к общественно-политической повестке.

Более половины россиян (62%) утверждают, что умеют собирать информацию из разных источников, чтобы получить полное представление об интересующей их теме. Почти половина – 42% – могут замечать различия между информацией и другими сообщениями, в том числе мнениями, суждениями и критикой. Хуже обстоят дела, когда речь идет не об абстрактной «информации вообще», а об информации из интернета: только чуть больше трети респондентов (36%) декларировали умение определять, является ли она правильной и заслуживающей доверия. Также примечателен в целом низкий уровень знаний о таком явлении, как «фейковые новости». Лишь 38% знакомы с этой проблемой, остальные – либо нет, либо что-то слышали. Причем если среди молодежи 90% знакомы или что-то слышали об этом явлении (в том числе 68% знакомы), то среди россиян старше 60 лет 74% не слышали о fake news.

Отчет об исследовании.

Элемент 78765 не найден.

Читайте также

все новости