- Ирина Николаевна, расскажите о возглавляемом вами предприятия - что
"Нева-Пресс" представляет собой сегодня?
- ЗАО "Нева-Пресс" было создано
в 1997 году. Сегодня наша компания осуществляет деятельность по трем основным
сегментам рынка распространения: опту, мелкооптовым продажам, рознице.
В сегменте оптовых продаж наша работа строится
на взаимодействии с оптовыми распространителями продукции и розничными сетями,
региональными клиентами. Сегодня партнерами "Нева-Пресс" являются несколько
десятков крупных оптовых клиентов Северо-Западного региона. Наша компания
является крупнейшим оператором Петербурга и в сегменте мелкого опта. Что
касается розницы, то это торговые точки в крупных супермаркетах, торговых и
бизнес-центрах, автозаправочных станциях, ориентированные на высокодоходные
группы населения.
- Какова динамика развития
предприятия?
- Динамика роста основных
показателей компании (темпы роста клиентской базы, темпы роста ассортимента
компании и т.п.) за последние несколько лет составляют более 200%. В 2004-2005
году нами были открыты четыре новых оптово-розничных магазина, приняты на
обслуживание более 40 новых торговых точек в супермаркетах и автозаправочных
станциях. Так что за последний год ЗАО "Нева-Пресс" значительно укрепило свое
финансовое положение и рыночные позиции.
-
Насколько велика сеть "Невы" сегодня? - Как
я уже сказала, на сегодняшний день в структуре компании действуют три канала
сбыта: крупный опт и региональные продажи - это 40 дистрибуторов СПб; сеть
оптово-розничных магазинов - 10 магазинов; розничная сеть - более 110
точек.
- Как, на ваш взгляд, сегодня строятся
отношения между издателями и распространителями в
Санкт-Петербурге?
- Рынок распространения
Санкт-Петербурга находится сейчас в процессе перехода на более качественный
уровень - уровень цивилизованных розничных продаж. Взаимоотношения между
издателями и распространителями строятся на условиях экономической
целесообразности, то есть гарантии присутствия изданий от всех поставщиков при
соблюдении определенного уровня дохода дистрибуторов и правовой базы по условиям
поставки.
- Есть ли разногласия? В чем их
причина? - Есть, и причина их в низком
уровне рентабельности продаж большого числа изданий, а также - в не соблюдении
графиков поставки.
- Каково строение рынка
розничных продаж прессы в Петербурге?
-
Обслуживание ретейлеров (АЗС, супермаркеты) - "Нева-Пресс"; киоски -
"Метропресс", "СИИР", "Роспечать", "Союзпечать", "Пресса" и др. При этом
поставки печатной продукции на рынок осуществляет несколько ключевых
дистрибуторов, сочетающих в своем формате оптовые и розничные продажи.
- Есть ли отличия от Московского
рынка?
- Во многом Петербург повторяет
ситуацию в Москве. Опыт перенимается очень быстро. На рынок Петербурга идут
московские ретейлеры, за ними тянуться дистрибуторы. Важный момент: по сути, на
питерском рынке не осталось крупных дистрибуторов с местным капиталом -
"Роспечать", "Метропресс" давно поменяли владельцев и стали московскими
предприятиями.
При этом интенсивность конкуренции
все-таки в Петербурге значительно ниже, но, в связи с этим, и менее определенны
и правила игры на рынке.
- Как строятся
отношения между компаниями-распространителями и властями Петербурга? Какие
нормативные документы регулируют этот рынок?
- Осуществляются рабочие контакты с Комитетом по печати и
взаимодействию со средствами массовой информации, Комитетом по
градостроительству и архитектуре и территориальными управлениями
административных районов города, Комитетом по управлению городским
имуществом.
Кроме того, в течение 2004-2005гг. была
проведена большая работа по созданию пакета нормативных документов для
подготовки проекта правил мелкорозничной торговли печатной продукцией и печатных
периодических изданий, учитывающей как интересы распространителей, так и
интересы издателей.
Правительством города принята
программа размещения розничных объектов, благодаря которой по ряду
дистрибуторов прессы ожидается появление дополнительных 300 мест продаж печатной
продукции.
- Как вы оцениваете деятельность
отраслевой ассоциации "Балтийская пресса"?
- Ассоциация
"Балтийская Пресса" объединяет 25 наиболее крупных и значимых игроков рынка
распространения прессы Санкт-Петербурга, которые занимаются различными
направлениями на этом рынке: издательский бизнес, распространение прессы,
доставка, подписка, поддержка печатных СМИ региона. Совокупный тираж
издателей-участников ассоциации составляет более 15 млн. экз. в месяц, а
распространителей-участников - более 10 млн. экз. Совокупный оборот
дистрибьюторов, входящих в ассоциацию, составляет более 100 млн. руб. в
месяц...
Деятельность "Балтийской прессы" направлена
на повышение эффективного взаимодействия между издателями и распространителями
на всем медиапространстве города. Достижением стало признание городскими
властями сферы производства и реализации печатной продукции социально-значимой;
разработка городской адресной программы, призванной к формированию
цивилизованного рынка издательской и распространительской деятельности.
- Насколько активно представители вашей компании
принимают участие в работе ассоциации?
- Я
являюсь членом ее правления.
- Как вы
считаете - какие изменения на рынке распространения в Петербурге произойдут в
ближайшие годы?
- Мы ожидаем
укрупнения бизнеса и роста количества сетей продаж.
Справка:Отдел
розничных продаж ООО "Нева-Пресс" поставляет прессу на торговые объекты,
расположенные в петербургских супермаркетах, специализированных магазинах и
автозаправочных станциях. Партнерами компании являются "Максидом",
"О`кей-Маркет", "Патерсон", "Перекресток", "Супер-Сива", "Калинка-Стокманн",
универсамы "Голубой", "Таллиннский", "Фрунзенский", "Южный", "Тульский",
"Александровский" и др., а также сети автозаправочных станций NESTE, SHELL и
"ЛУКОЙЛ".
Мария НЕРЕТИНА