Например, в столице все предпосылки для введения в действие этого механизма уже созрели. Есть желающие купить места для торговли прессой. Есть уже написанные внутриотраслевые правила игры. Есть многочисленные организации, готовые внимательно следить за тем, чтобы в киосках продавалась только пресса. А главное - есть огромная и, увы, пока нереализованная потребность всех игроков рынка в таком механизме саморегулирования и саморазвития.
Но есть и два фактора, препятствующих запуску этого механизма: достаточная пассивная позиция российской власти и атмосфера недоверия между основными игроками. Каждый боится, что его интересы не будут учтены при введении внутриотраслевых правил и распределении точек по продаже печатной продукции в метро.
Чтобы выйти из тупиковой ситуации, на мой взгляд, нужно предпринять ряд последовательных и согласованных действий:
1. Принять на государственном уровне европейские стандарты (1 точка на 1 тыс. чел.) по соотношению точек по продаже прессы на количество населения и сделать их обязательными для исполнения органами государственной власти.
2. Выставлять розничные точки по торговле прессой только на свободный тендер, участники которого должны будут дать обязательство работать по внутриотраслевым правилам.
3. Обязать корпоративные организации медиа-рынка следить, чтобы распространитель, выигравший тендер, работал строго по правилам. Если вместо газет и журналов он начнет торговать водкой или сигаретами - отзывать лицензию.
Стандарт, тендер, правила игры - вот три кита, опираясь на которые, мы дадим толчок развитию всей медиа-отрасли. По самым скромным подсчетам, если запустить этот механизм, оборот медиа-рынка увеличится минимум в 2-3 раза.
Идеология всего процесса такова. Миссия медиа-отрасли в том, чтобы люди в России не разучились читать и писать, чтобы они ориентировались в том, что происходит вокруг. И в любом самом глухом поселке у гражданина России обязательно должна быть возможность купить газету и журнал. Уверен, под эту идеологию надо выбивать у власти и налоговые льготы, преференции и прочие поблажки. Это и есть социальная значимость прессы. Хотим иметь грамотное население - кто-то должен за это заплатить.
Игорь МОСИН