Назад

Heidelberg создаст полиграфическую монополию

Heidelberg – мировой гигант по производству полиграфического оборудования – объявил сразу о двух инициативах, с помощью которых он хочет увеличить свое влияние на российском рынке. Речь идет о расширении продаж печатных машин по лизинговой схеме с помощью подписания соглашения с компанией «ММБ-Лизинг», а также о строительстве в России завода по производству офсетных печатных машин. По некоторым оценкам, доля в поставках полиграфического оборудования на российский рынок «дочки» Heidelberg –«Гейдельберг-СНГ» – уже сейчас составляет 50%. В Гильдии издателей периодической печати отмечают, что дальнейшее усиление Heidelberg в России ударит по отечественным производителям полиграфического оборудования, часть из которых будет вынуждена уйти с рынка. Что же касается зарубежных компаний, позиции которых в России традиционно сильнее, то за их счет свою рыночную долю Heidelberg напротив увеличить вряд ли сможет.

Концерн Heidelberg, основанный в 1850 г., сегодня является одним из крупнейших производителей полиграфического оборудования в мире, представительства компании расположены в 140 странах мира. С 1997 г. Heidelberg занимается восстановлением своих печатных машин в России. В 2001–2002 гг. был построен завод «Гейдельберг Ремонт» в Ейске. Производственная мощность предприятия позволяет восстанавливать более 240 печатных секций в год, включая изготовление необходимых деталей на месте по оригинальным чертежам Heidelberg. В начале 2003 г. в России стартовал проект «Спутник» по производству в России современных цветных газетных ролевых машин Heidelberg Mercury. Партнер «Гейдельберг-СНГ» в проекте «Спутник» – «Конструкторско-производственный центр Полиграфмаш» (г. Рыбинск). Компания «Гейдельберг-СНГ» позиционирует себя как лидера на рынке полиграфического оборудования и расходных материалов России без указания точной рыночной доли. Конкуренты соглашаются, что в общем объеме продаж печатных машин компания, скорее всего, действительно занимает лидирующие позиции, но отмечают, что лидерство это наблюдается не во всех сегментах российского рынка печатного оборудования.

На днях были обнародованы сразу две инициативы по развитию бизнеса Heidelberg в нашей стране. Во-первых, компания «Гейдельберг-СНГ» 11 февраля подписала соглашение с «Лизинговой Компанией Международного Московского Банка» («ММБ-Лизинг») для того, чтобы увеличить объем печатного оборудования, реализуемого в нашей стране по лизинговой схеме. Как сообщили RBC daily в «Гейдельберг-СНГ», соглашение должно помочь в «создании эффективной системы совместного планирования» в области поставок полиграфического оборудования для его передачи в финансовый лизинг клиентам. Во-вторых, недавно стало известно, что Heidelberg намерен организовать в России производство листовых офсетных машин. Речь идет о строительстве в России завода мощностью 300–350 печатных секций в год с ежегодной выручкой до 100 млн евро.

Цель этих планов – упрочить свое положение на российском рынке печатного оборудования, который в отличие от рынков Европы и США показывает хорошие темпы роста. Дело в том, что европейский и американский рынки печатного оборудования в настоящее время переживают кризис, в 2004 г. все ведущие производители полиграфических машин основными направлениями в своей стратегии развития признали российский и китайский рынки. По собственной оценке компании Heidelberg, объем российского рынка полиграфических услуг к 2010 г. увеличится до 1 млрд долл.

В Гильдии издателей периодической печати положительно оценивают инициативы германского концерна. «Задуманный Heidelberg проект по строительству завода – лишь во благо страны, где отечественная полиграфия нуждается в коренной модернизации, особенно в регионах. Отечественные производители полиграфических машин не конкурентоспособны по сравнению с западными, а поставки в Россию импортируемой техники и расходных материалов зажаты не поддающимися внятному и разумному объяснению таможенными барьерами, – комментирует ситуацию RBC daily Евгений Абов, заместитель гендиректора «Проф-Медиа», вице-президент Гильдии издателей периодической печати. – Строительство в России завода – один из путей решения проблемы отечественной полиграфии. Для издательского рынка это хорошо. Для отечественных полиграфистов-производителей – видимо, плохо, так как немцы их вытеснят».

Что же касается зарубежных производителей печатного оборудования, работающих в России, то их потеснить немецкому концерну, судя по всему, не удастся. «Heidelberg проводит очень агрессивную (в хорошем смысле этого слова) политику. Хотя компания пришла в Россию позже своих основных конкурентов, она довольно успешно заняла долю нашего рынка. Во многом этот «скачок» был сделан за счет продажи малоформатных печатных машин. Но, несмотря на то, что Heidelberg имеет приличную долю рынка в России, другие игроки также ведут себя очень активно. Конкуренция – именно между зарубежными компаниями – на рынке полиграфического оборудования очень острая. Дело в том, что полиграфическое оборудование – это отрасль, традиционно зависимая от импорта. Поэтому уже в течение многих лет в России очень сильны позиции у немецких концернов MAN Roland и Koenig&Bauer AG (KBA), в последние годы наблюдается экспансия японских компаний Kamori и Mitsubishi, все мощнее становится поток печатных машин из Китая, в определенных сегментах печатного рынка и вовсе лидируют индусы. И хотя у Heidelberg есть большой потенциал для развития в России (прежде всего это связано с большими финансовыми возможностями компании), существенно упрочить свои позиции у нее вряд ли получится», – сказал RBC daily эксперт отрасли, представляющий интересы конкурентов Heidelberg.

Андрей СЕРДЕЧНОВ, отдел компаний

Читайте также

все новости