В Петербурге существует 260-290 глянцевых журналов, то есть тех, которые
издаются на глянцевой бумаге и печатаются с хорошей полиграфией. Из них
массовому потребителю известны около 40 наименований. Остальные либо являются
узкоспециализированными, либо так быстро закрываются, что большинство просто не успевает о них ничего узнать.
"Рынок находится в состоянии эмбриона, если говорить о
количестве изданий на душу населения, -- тем не менее считает Кирилл Николаев,
владелец портала "Карта СМИ Россия". -- Кроме того, существует перекос
контентосодержащих
изданий".
Открылся -- закрылся
"Почему-то многим сложно
работать с рекламодателями, -- рассуждает Михаил Борисов, главный редактор
журнала "Под ключ". -- Глянец все участники рынка предлагают одним и тем же
клиентам, а кто сказал, что глянцевый журнал не нужен, например, производителям
металлоконструкций?".
По
оценкам экспертов в год в городе открывается не меньше 20 журналов и закрывается
не меньше 10. Практически никому ничего не говорят такие названия, как "Мистер
Fearst", "Тема", "Кейс" -- эти издания просуществовали меньше года. Порой
закрываются и более известные издания, показательный пример -- журнал о
петербургской культуре "Красный", который выходил 3 года. Причиной неуспеха
большинства изданий называют плохой менеджмент. "Многие подходят к этому вопросу
поверхностно, -- считает Максим Ефимов, директор по развитию ООО "Издательский
дом Пресс-курьер", бывший директор ИД "Собака", -- не учитывают, нужны ли они
вообще на рынке, думают: "Сейчас запустим журнал, сделаем его хорошим, а потом
рекламодатель пойдет". Не пойдет. К сожалению, даже очень хороший продукт не
всегда может привлечь рекламодателя, не говоря уже о том, что и продукт не
всегда получается хорошим, для раскрутки нового издания требуются время и
деньги".
Ниша забита
Правда, не все начинающие издатели в состоянии оценить
затраты. "Производство журнала -- бизнес, приносящий очень большие доходы, но
требующий огромных затрат на оборудование, рекламу, людей, -- говорит Максим
Ефимов. -- Самое главное -- понимать свое конкурентное преимущество, учитывать,
нужно ли вообще на рынке такое издание".
Одна из самых распространенных проблем новых журналов -- то, что их хозяева
идут в самую очевидную нишу, которая и так насыщена. Раскрутить новый бренд в
таком случае практически невозможно. Именно поэтому крупные издательские дома
скупают уже раскрученные бренды. Так, например, ИД "Гранат" предпочел вложить
деньги в право на издание журнала Rolling Stones. "Мечтая издавать журнал, люди
смотрят на то, что уже успешно существует. Видят издательский дом Yes, который
издает "На Невском", или ИД "Собака" с его проектами и без основательной причины
думают, что они могут сделать то же самое, -- поясняет Кирилл Николаев, -- тогда
как гораздо легче раскрутить издание менее пафосное, но рассчитанное на очень
конкретную аудиторию". Так, издание "Петербургские жених и невеста" (ООО
"Клубные системы медиа") полностью окупилось с первого номера. По оценкам
экспертов, расходы на выпуск одного номера глянцевого журнала могут составить от
$25 тыс., если издание может окупиться сразу, и не менее $50 тыс., если издание
требует дополнительных вложений. Но это еще не дает гарантии, что проект начнет
приносить доход. "Человек тратит $50 тыс., зато приобретает бесценный опыт, с
которым не всегда понятно, что делать", -- подытоживает Кирилл Николаев.
Кирилл Николаев, владелец портала
"Карта СМИ Россия", считает, что, несмотря на вал игроков, рынок глянцевых
изданий в Петербурге находится в состоянии эмбриона.
Цитата
"Глянцевые журналы" -- под этим выражением мы понимаем все
издания с контентом, напечатанные на глянцевой бумаге, независимо от их
содержания. Каждое второе издание категории "отдых" убыточно, а каждое четвертое
готово продаться в любой момент. За год в городе открывается не меньше 20
журналов и закрывается не меньше 10".//"Карта СМИ Россия"
Анастасия Смирнова