Вступивший в силу 1 июля новый закон "О рекламе" ввел ограничения на
допустимый объем рекламы в телеэфире – 15% от суточного вещания канала и 12
минут в час. С 2008 года вводятся более жесткие ограничения: допустимый объем
рекламы сокращается до девяти минут в час. Вчера транснациональные корпорации,
среди них Procter & Gamble, Nestle, Unilever, PepsiCo, Coca-Cola Co.,
которые сегодня являются крупнейшими в стране рекламодателями, на заседании КСИИ
выступили против новых ограничений.
По их расчетам, из-за них средняя
цена пункта рейтинга (GRP, условные единицы, применяются при продаже рекламы на
ТВ) в 2008 году вырастет до 92 тыс. руб., а минимальный годовой бюджет для
поддержки одного брэнда на ТВ превысит 200 млн руб. Для сравнения: в 2005 году
эти показатели составили 35,3 тыс. руб. и 70-100 млн руб. соответственно. В
результате медиаинфляция, по их мнению, скажется на инфляции общерыночной:
производители будут вынуждены заложить в цену своих товаров дополнительные
издержки на рекламу, из-за чего розничные цены могут вырасти в 2008 году на
1,1%.
Глава Минэкономразвития Герман Греф согласился с доводами
рекламодателей.
"Реклама существенно влияет на стоимость продаваемых
товаров",– заявил министр. По итогам заседания было решено создать инициативную
группу, в которую войдут представители перечисленных выше компаний. "До 15
декабря мы должны разработать свои рекомендации по отсрочке до 2010 года или
вовсе отмены очередных ограничений",– пояснил Ъ директор по делам корпорации
PepsiCo Александр Шальнев. Затем, по его словам, выводы инициативной группы
будут переданы в КСИИ, затем в правительство и – в случае их одобрения – в
Госдуму в виде поправок к закону "О рекламе".
Участники рынка, правда,
не уверены в том, что им удастся добиться отмены или даже отсрочки вступления в
действие ограничений, вводимых с 2008 года. "Нам удалось донести свою
обеспокоенность до Минэкономразвития, и это дает надежду. Однако последнее
слово, безусловно, остается за законодателями",– говорит директор по
корпоративным вопросам компании Nestle Алик Туйгунов. "Полная отмена вряд ли
реальна, а вот отсрочка вполне может пройти, тут все зависит от активности
лоббистов",– полагает директор по маркетингу компании "Бриджтаун Фудс" Денис
Швоев. Гендиректор группы "Видео Интернешнл" Сергей Васильев настроен
пессимистически: "Ограничения по допустимому объему телерекламы носят
популистский характер. Принять их было очень легко, а отменить или пересмотреть
практически невозможно".
Эти опасения подтверждают и в Госдуме. Один из
авторов закона "О рекламе" – депутат Владимир Мединский – отмечает, что в России
телереклама по-прежнему стоит дешевле, чем в Восточной Европе, что не
соответствует ни емкости рынка, ни доходам населения. По его мнению, объективно
цена ТВ-рекламы должна быть выше. "Иностранных производителей волнует прежде
всего рентабельность их бизнеса в России, они мало заботятся о проблемах наших
потребителей",– уверен господин Мединский.
Мнение депутата разделяют и
некоторые эксперты. Директор по маркетингу ТД "Роллтон" Александр Соколоверов
обращает внимание, что по тем рекомендациям, которые к 15 декабря выработает
инициативная группа, можно будет судить о планах транснациональных корпораций
относительно России. "Для компаний, которые растут на 30% в год, высокая
медиаинфляция даже выгодна, так как отсеиваются мелкие игроки",– уточняет
господин Соколоверов. Если транснациональные компании будут настойчиво
лоббировать отсрочку ограничений, значит, в ближайшие годы они ожидают
замедления своего роста.
Сергей СОБОЛЕВ, Тимур
БОРДЮГ