Рекомендации подготовлены по итогам межотраслевой конференции по развитию медиарынка, прошедшей 1 марта с участием первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Тогда он успокоил общественность тем, что поправки в закон о печати не планируются. Зато уже принята новая редакция закона "О рекламе", существенно ограничивающая рекламное время в телеэфире и запрещающая отдельные виды телерекламы (например, "бегущую строку", рекламу лекарств актерами, зонтичные бренды). Это приведет к росту цен на рекламу, уверены на медиарынке, и многие СМИ окажутся в непростом положении.
"Чтобы компенсировать подорожание рекламного времени на телевидении, многие рекламодатели вынуждены будут пожертвовать другими бюджетами, - поясняет президент Издательского дома Родионова Алексей Волин. - В первую очередь от этого пострадают немассовые, так называемые социально значимые СМИ". "Новый закон ударит по региональным телекомпаниям, особенно тем, которые имеют большой объем детского вещания, пострадают и сетевые компании", - подтверждает гендиректор компании "СТС-Медиа" Александр Роднянский. Чтобы избежать передела медийного рынка и не допустить борьбы чиновников с рекламой как таковой, Роспечати порекомендовали наладить мониторинг динамики процессов на рынке. "До сегодняшнего дня мониторинг происходящего в медиаиндустрии проводился лишь общественными организациями или частными структурами, государство от этого самоустранилось, - объясняет президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев. - Чтобы новый закон не остановил динамичного развития индустрии, мониторинг просто необходим, он будет способствовать стабилизации положения".
Одно из неприятных следствий уменьшения рекламных доходов просматривается уже сейчас: региональные СМИ, не субсидируемые местными властями, могут просто прекратить существование. "В этой связи медиасообщество намерено обратиться в Минфин с предложением рассмотреть, и как можно скорее, вопрос об оказании финансовой поддержки региональным СМИ исключительно на конкурсной основе, - сообщил "Газете" Алексей Волин. - Среди критериев, которые будут предъявляться к СМИ, - рейтинг, объективность, наличие социально значимых материалов".
А вот в ситуации с подпиской, по мнению медиасообщества, без прокурора не
разобраться. В 2003 году "Почта России" передала эту деятельность своей "дочке"
- "Межрегиональному агентству подписки" (МАП). Образование посреднической
структуры взвинтило тарифы на подписку. "Вся прибыль идет в пользу МАП, а все
расходы, всю деятельность ведет "Почта России", - возмущается главный редактор
"Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин. - Институт подписки разрушается, а
почтовые отделения превращаются в магазины китайского ширпотреба". Поэтому
Мининформсвязь и ФАС предложено проверить МАП на соответствие антимонопольному
законодательству. Рассматривается также возможность обращения в
Генпрокуратуру.
Ольга ВИНОГРАДОВА