Однако заместитель гендиректора холдинга "Проф-Медиа" Евгений Абов сомневается в том, что в современных российских условиях на уменьшении формата газеты можно существенно сократить расходы. "Экономия возможна прежде всего на типографии за счет уменьшения расходов бумаги. Но ощутимо это только на больших тиражах в несколько сотен тысяч экземпляров. В России с нашими небольшими тиражами экономия 10 квадратных сантиметров в одном номере не сократит расходы".
На рекламные доходы уменьшение формата сказывается отрицательно. Специалисты Всемирной газетной ассоциации (WAN) подсчитали, что в таблоиде на 10% меньше коммерческой площади, следовательно, и доходы могут сократиться. При этом опыт западных СМИ показал, что переформатирования в таблоид повлияли на тираж газет: у "The Times" он вырос на 3%, у "Independent" - на 20%. Но влияние нового формата на рост тиража недолговременно и объясняется дополнительными затратами в промоушн изданий.
Некоторые эксперты считают, что сам по себе размер газеты имеет меньшее значение, чем компактность подачи материалов. "Газеты вынуждены приспосабливаться к тому, что меняется поведение человека, читающего газету, - у него на чтение бумажного носителя остается все меньше времени, так как развиваются и другие носители информации. Чтобы удержать внимание читателей дольше, издатели вынуждены переходить на более компактные формы подачи материала".
Константин Ремчуков не ставит задачи изменить содержание "НГ" в связи с переходом на таблоид: "Я убедился, что тот продукт, который существует сегодня под названием "НГ", достоин большей доли рынка. Поэтому нынешняя задача - расширить сбыт. Изменение самой газеты начнется на втором этапе, когда запустятся приложения "НГ-экономика", "НГ-бизнес", "НГ-политика", "НГ-светская жизнь", "НГ-коррупция", "НГ-за рубежом", появятся новые журналисты".
Пока еще большинство газет в мире (60%) остаются
широкоформатными. Тем не менее их количество сокращается. По данным Всемирной
газетной ассоциации (WAN), в 2004 году 61 широкоформатная газета уменьшилась до
таблоида, а за последние пять лет доля таблоидов среди всех газет увеличилась
почти на 6% и составляет сегодня 36%. В России этот процесс только начинается и
не всегда проходит успешно.
Евгений
КУЗИН