«Живая газета» «МК» и Mysun работают по схожей схеме: журналисты круглосуточно принимают новости и фотографии от читателей и публикуют их на отдельном сайте. «Если какая-то информация заинтересует журналистов, то она может быть проверена, а затем появиться на основном сайте газеты», - сообщили РБК daily в редакции «МК». По словам создателя «Живой газеты» Ивана Засурского, концепция коммуникации с читателем должна лечь в основе нового интернет-проекта «МК», который стартует уже в ноябре этого года и сейчас разрабатывается студией Артемия Лебедева. По оценкам генерального директора «МК» Павла Гусева, стоимость нового проекта составит около 1 млн долл. «Если газеты не хотят потерять рынок, им нужно перестать быть газетами, а стать диверсифицированными медиакомпаниями, ориентированными на читательское сообщество», - говорит г-н Засурский. Также, по его словам, новый формат позволит изданию расширить молодую аудиторию, которая «большую часть времени проводит в Интернете», и привлечь рекламодателя.
Участники рынка отмечают, что это первый в России проект, когда газета размещает новости своих читателей в онлайне, однако в западных странах эта технология работает уже много лет. «Такой формат успешно использует, к примеру, одна из крупнейших норвежских газет VG», - говорит главный редактор газеты «Мой район» в Москве Дмитрий Сурнин. По словам г-на Сурнина, сеть газет «Мой район» в скором времени планирует запустить аналогичный проект в Интернете. «В России очень неэффективная информационная инфраструктура, особенно на районном уровне, такой формат позволил бы нам получить больше информации, - говорит он. - Во всем мире газеты развивают не только бумажные, но и электронные компоненты, российские владельцы газет стали это интуитивно понимать».
По оценкам участников рынка, проект, аналогичный «Живой газете» и Mysun, не требует больших затрат - около 20 тыс. долл. на разработку сайта плюс зарплата модератору и редактору, однако необходим в условиях роста расходов на создание печатной газеты и снижения доли рекламы в печатном сегменте. По словам коммерческого директора газеты «Коммерсант» Павла Филенкова, эти факторы обуславливают интерес издателей к интернет-проектам. «Мы рассчитываем, что к 2008 году рекламный доход от газеты сравняется с рекламным доходом от сайта», - говорит он.
Эксперты отмечают, что во всем мире газеты уделяют все больше внимания читательским материалам и интернет-дневникам (блогам). По данным Института развития прессы (ИРП), 68% журналистов думают, что скоро блоги станут популярным корпоративным средством доставки информации клиентам, 33% пользуются блогами для отслеживания новостей, 43% ссылаются на факты, о которых пишут в блогах, 53% берут из блогов источники сюжетов для публикаций, 28% используют блоги ежедневно. «Это мировой тренд, доля читательских материалов в мировых газетах все больше увеличивается, газеты все больше приближаются к формату блогов. Они идут за читателем, который проводит все больше времени в интернете», - говорит заместитель генерального директора холдинга «Проф-Медиа» Евгений Абов.
В то же время участники рынка отмечают, что, развивая такой формат, газеты
могут столкнуться с потоком непроверенной информации, которая снизит доверие
читателей к изданиям. «Возникнет проблема самоцензуры, проблема фильтра
информации. Интернет - плохоуправляемая среда, необходимо модерирование, функция
редакторов повышается», - говорит г-н Абов. С ним соглашается коммерческий
директор «Коммерсанта» Павел Филенков. «Сама модель взаимодействия с читателем
дает дополнительные возможности, но мы не можем принять модель «МК», так как она
не может гарантировать адекватный уровень информации, что может негативно
сказаться на отношении читателей к изданию. Оценки достоверности информации в
блогах сейчас не превышают 50%», - говорит он.
Ольга
ГОНЧАРОВА