Назад

Газетный рынок в Китае

В 1978 году их было 186 (в годы культурной революции еще меньше — всего 49 при тираже 367 млн), а в конце ХХ века выходило уже 2160 газет. Появились специализированные издания: «Финансовая газета», «Спортивная газета», «Городская газета». К концу ХХ века в стране функционировало уже 16 газетных концернов.

Но из-за неграмотности основной массы населения главным источником информации в стране остается радио. В Китае действуют 299 радиостанций, в том числе 37 провинциальных и 260 городских. Есть еще и 1304 уездные проводные вещательные станции. Радио слушают 700 миллионов человек. Вещание ведется не только на китайском языке, но и на тридцати восьми территориальных диалектах или языках народов Китая.

Быстро развивается и телевидение. К 1996 году было создано 3280 телевизионных станций. В стране насчитывается 290 миллионов телевизоров. А число телезрителей достигает 900 миллионов человек. В будни китаец смотрит телевизор в среднем 175 минут. Меньше американца, который тратит на это 239 минут, но больше, чем россияне в 1978 году (если судить по ленинградцам, которые в будни смотрели телевизор 2,2 часа, а в выходные — 3,4 часа).

Китай со своим национальным многообразием, с разнородностью образов жизни и культурных традиций, с неравномерным развитием экономики на огромном пространстве образовал уникальные региональные цивилизации. Поэтому регионализация печати, радио и телевидения является сегодня главным направлением реформы журналистики в Китае.

Как и во многих странах, наши местные СМИ оказались ближе интересам региональной аудитории и представляют серьезную конкуренцию центральным.

Зарождение газетного рынка

Китайский газетный рынок появился не так давно, в 1985 году, в старинном городе Ло Ян вместе с газетой «Ло Ян жибао», которую стали распространять сами работники редакции. Позже в других редакциях также начали создавать собственные отделы распространения. Так была разрушена диктатура монополистов-почтовиков. Однако система почтового распространения прессы не исчезла. Она продолжает работать в контакте с соответствующими редакционными отделами.

До появления газетного рынка основными каналами доступа к печатным СМИ были подписка на организацию и возможность читать газеты в библиотеках, на уличных стендах, брать их у знакомых, соседей, родственников. Подписка за свой счет была редкостью. Ведь до начала реформ все газеты финансировались из госбюджета, а потому и подписка за казенный счет была основной. Например, в Шанхае в 1990 г. из государственного бюджета финансировалось 81,9% общего объема подписки. Размер государственной подписки на центральную «Жен Мин жибао» и провинциальные партийные газеты составлял в среднем 90%.

Доступ к периодике постепенно расширяется. Стала распространяться массовая индивидуальная подписка и покупка газет в розницу. Этим сегодняшняя ситуация в Китае отличается от российской, где в ходе реформ «традиционная для России массовая привычка к подписке была подорвана целым рядом факторов». (Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. — М., 1999, с. 33.) В результате значительная часть российских граждан не выписывает газеты и не покупает их в киосках, а обходится только телевизионной информацией.

Сегодня китайское население, освободившись от идеологической зависимости, стремится получать самую разнообразную информацию, что способствует росту его связи с внешним миром и появлению новых медиапредпочтений. Входят в привычку и новые для китайцев способы получения прессы — покупка ее в розницу и подписка на дом.

По данным общенационального исследования читателей, уже в 1995 году были зафиксированы следующие показатели:
— из 10 читателей половина приобретали газеты за казенный счет, остальные — за свой, из них 4 человека подписывались на 1—3 газеты, только 1 человек выписывал более 4 газет;
— самыми популярными газетами оказались: «Вечерняя газета» — 34%; «Воскресная газета» — 25,4%; «Газета о быте» — 19,3%; «Молодежная газета» — 17,2%; «Финансовая газета» — 14,6%; отраслевые газеты — 11,8%. Эти газеты печатаются в каждой провинции, а «Общекитайский ежедневник» — (11,1%) только в Пекине.
Читатели больше обращают внимание на газеты, содержащие местную информацию, связанную с жизнью их города.

Главное управление прессы КНР предоставило издателям право самостоятельно устанавливать цену на издания. С 1988 года все издания, за исключением нескольких крупных центральных газет, финансируемых из бюджета, получили право на публикацию рекламы и на собственную систему распространения. Не случайно в Пекине 65% газет начали продаваться в киосках именно в 90-е годы.

Примерно к этому же периоду относится и появление маркетинговых исследований, без которых было бы невозможно ориентироваться в новых условиях газетного рынка, определять содержание изданий и стратегию их распространения.

Исследование мнений пекинских читателей, проведенное в 1996 году, выявило, что 52% взрослых пекинцев покупают газеты в киосках, 45% получают их путем коллективной подписки, 32% подписываются за свой счет, 12% — берут у других, 10% — пользуются государственной подпиской на организацию и 8% — читают газеты в библиотеках и на уличных стендах. (В сумме получается 159%. Это значит, что некоторые респонденты знакомятся с прессой сразу несколькими путями).

Из исследования, проведенного в 2002 году, видно, что в выборе газеты лидируют следующие мотивы: содержание издания, близость его к жизни; оперативность информации; увлекательность подачи материала; удобство расположения пунктов подписки или киосков розничной продажи. Что же касается цены, то этот фактор является одним из последних. Отсюда следует, что в связи с ростом благосостояния большинство китайцев уже могут позволить себе подписку за собственный счет. Судя же по данным российских исследователей, в России газеты не выписывают и не покупают зачастую именно из-за высоких цен на них, а также из-за сбоев в доставке и плохой организации розничной сети.

Сейчас в Китае читателей-покупателей значительно больше, чем коллективных и индивидуальных подписчиков. Из уже упомянутого нами исследования 2002 года видно, что 45,2% опрошенных покупают газеты постоянно и только 22,9% делают это от случая к случаю.

Почему же постоянные покупатели не стали выписывать газеты? Какие обстоятельства заставляют их отказаться от подписки? Опрошенные ссылались на:
1) привычку покупать газеты в киоске (63,8%);
2) издания на дом доставляют позже, чем в розничную сеть (13,7%);
3) пункт подписки находится далеко от места жительства (11,9%);
4) хотел бы удостовериться, что издание хорошее (6,8%);
5) не позволяет материальное положение (3,8%).
Как видим, в условиях повышения благосостояния на первое место среди причин отказа от подписки выходит привычка.

Исследователи выясняли, при каких условиях постоянные покупатели все-таки могут стать подписчиками. Вот их ответы:
38,3% — не будут подписываться ни при каких условиях
23,0% — если доставка будет своевременной;
10,4% — если одно из нескольких выписываемых изданий будет доставляться бесплатно;
7,0% — если подписка будет по льготной цене;
6,1% — при условии повышения качества содержания газет.
Это значит, что 61,7% нынешних покупателей при определенных условиях все-таки могли бы стать и подписчиками. Следовательно, заинтересованные в подписке издания могут надеяться на рост числа подписчиков, если будут вести четкую политику скидок и улучшат качество доставки.

Любопытно, что в России тоже действуют факторы, из-за которых была подорвана традиционная массовая привычка к подписке. В конце 60-х годов прошлого века, по данным исследования, проведенного в Таганроге, лишь 6% опрошенных не выписывали ни одной газеты. Но менее чем за 20 лет положение резко изменилось.
Почему?
— Стремительно ухудшилось качество доставки прессы;
— стало ненадежным раскладывать издания в почтовые ящики на первых этажах городских домов: многое пропадало; — бушующая с 1992 года инфляция подорвала целесообразность предоплаты сначала на год, а потом и на более короткие сроки;
— возрастающая стоимость доставки в общей стоимости подписки создала неравенство для разных регионов, особенно тех, где не было пунктов печатания общероссийских газет;
— снижение благосостояния привело к тому, что люди стали подписываться всего на одну газету, а другие по возможности начали покупать;
— кардинальная перестройка инфраструктуры учреждений и предприятий, возникновение множества частных, в том числе мгновенно зарождающихся и быстро исчезающих фирм, подорвали действовавшую прежде систему коллективной подписки;
— подписчики опасались, что газеты, лежащие теперь уже далеко не в каждом ящике, могут стать средством наводки для грабителей, обнаружить относительную состоятельность хозяев.

При сравнении данных российских и китайских исследователей нетрудно подметить общие проблемы в организации подписки. И вам, и нам нужно вести умную политику скидок и улучшения качества доставки. Важно учитывать и различие. Если в Китае большинство читателей, отказываясь от подписки, руководствуются своими привычками и вкусами, то в России дело прежде всего в экономических факторах и сложной политической обстановке.

Вэн ЦЗЭЖЭНЬ

Читайте также

все новости