Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по
национальной стратегии:
- Сейчас тому есть несколько причин.
Прежде всего те владельцы, которые владели медиаактивами до сих пор, по каким-то
причинам отказались от них. Видимо, и они просто стали неким довеском, на
который приходилось тратить деньги. То есть товар, который раньше был нужен,
потерял для владельцев значимость. Но появились люди, заинтересованные в
приобретении подобных активов. Как, например, Константин Ремчуков, купивший
"Независимую газету". Ремчуков, который видит какую-то политическую траекторию и
ему, вероятно, необходимо издание, чтобы зарекомендовать себя в
политике.
Кроме того, на рынке появились новые финансовые структуры,
которым необходимы собственные медиапроекты для создания и укрепления репутации.
Это как богатому человеку важно ездить на хорошей дорогой машине, а не на старых
советских "Жигулях". Или, как сейчас модно, иметь собственных лошадей в
конюшне.
И конечно, самая главная причина - грядущие избирательные
кампании, обещающие быть намного интереснее и серьезно отличаться от тех, что мы
могли наблюдать до этого. В первую очередь будет делиться власть в Москве, а
потом придет очередь парламентских и президентских выборов. И чтобы сохранить
свое место среди будущей элиты, заинтересованные лица покупают
СМИ.
Печатные издания в будущих избирательных кампаниях могут приобрести
большую роль. Не секрет, что народ со временем все меньше доверяет потоку
официальной информации, идущей с телеканалов. Поэтому доверие к печатному слову
будет постепенно расти. Причем этот процесс происходит не только на федеральном,
но и на региональном и местном уровнях. Даже в маленьких городах сейчас идут
активные торги за местные газеты, у которых, казалось бы, мизерные тиражи.
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
- Все ведут подготовку к будущему избирательному сезону, который неотвратимо
приближается и связан с 2008 годом. Я не говорю конкретно о парламентских или
президентских выборах, а в целом о точке времени, где в политической жизни
страны возможно все что угодно.
Идет консолидация медийных ресурсов. Ряд
структур освобождаются от медиаактивов, которые считают лишними. Борис
Березовский концентрирует свой интерес вокруг "Коммерсанта", создавая
"Коммерсант-Украина" и поэтому освободился от "Независимой газеты". К тому же
многие из тех, кто в 90-х годах нахватал себе всего, чего только можно было,
теперь финансово не состоятелен, чтобы тянуть эту ношу. Такие люди отдают
медиабизнес тем, кто за последние годы финансово поднялся и заинтересован в
подобных капиталовложениях.
Интерес к печатным изданиям объясняется тем,
что здесь больше свободы действий. Все-таки над телеканалами в большей степени
висит жесткий политический контроль. Кроме всего, телевидение существует для
пропаганды, а газеты - для ведения политических дискуссий. И если пропаганда
сегодня монополизирована государством, то дискуссионное поле в большей степени
открыто.
Безусловно, печатные СМИ имеют меньшее влияние, но только если
речь идет о миллионах обычных граждан. А вот политические элиты и интеллигенция
в большей степени ориентируются на них. Отчасти поэтому газеты и популярны у
потенциальных покупателей.