Назад

Галина Герасина. Редакционная подписка 2.0

Галина Герасина. Редакционная подписка 2.0

Издательство «Открытые системы» известно на рынке не только тем, что выпускает журналы для профессионалов в сфере IT, цифровых устройств, медицины и полиграфии и два популярных детских издания («Классный журнал» и «ПониМашка»), но и на редкость эффективной подписной системой. Как развивается этот сервис и что мешает работать издательству сегодня, рассказывает генеральный директор «Открытых систем» Галина Герасина.

- На протяжении многих лет вы развиваете собственную систему редакционной подписки. Почему это для вас так важно?

- Потому что редакционная подписка – это доступ непосредственно к своей аудитории. Она дает старт отношениям с новыми подписчиками. Причем постоянным отношениям, а не таким, которые возобновляются раз в полгода, как это происходит в случае с подписными агентствами.

В 2017 году мы усовершенствовали ее, реализовав проект по созданию облачной платформы редакционной подписки и постоянной коммуникации с подписчиками. Обновленный инструмент очень активно используется нами. Он позволяет успешно работать в маркетинговом направлении: разрабатывать и предлагать новые маркетинговые акции и программы лояльности, которые превращают пользователей в постоянных подписчиков.

Основная проблема здесь состоит в том, что, к сожалению, доставка журналов производится только одним оператором – Почтой России. У них тоже достаточно много проблем, и не всегда они регулярно доставляют издания, но мы наладили с ними хороший контакт по удовлетворению претензий наших подписчиков. Мы транслируем обращения, которые получаем от подписчиков, Почте России, а Почта анализирует и реагирует на эти претензии, исправляет ситуацию. Часто Почта выкупает небольшой дополнительный тираж на случай потери или передачи журнала по другому адресу. Так что мы имеем хорошую обратную связь и всегда сообщаем подписчикам результаты.

Когда Почта России отдельно, издатель отдельно и подписной оператор отдельно – найти концы у подписчиков нет никакой возможности. Естественно, в случае проблем с доставкой издания он прекращает на него подписываться. А если подписчик чувствует, что он не брошен, что ему есть к кому обратиться и решением его проблемы будут заниматься издатель и Почта России, его доверие к такому издателю не пропадет. Такая прозрачность и наличие контакта всегда работают. Но для этого нужны и бизнес-процессы соответствующие, и инструменты, и нормальное взаимодействие с Почтой России.

- Два года назад мы рассказывали нашим читателям о том, чем разработанная вами платформа может быть интересна и полезна другим издателям. Есть ли подвижки в этом направлении?

- Действительно, изначально мы делали систему не только для себя, планировали, что продукт будет востребован и другими издательствам. Но тут все оказалось сложнее, чем мы думали.

Крупные издательства, так или иначе, эту проблему решают, в том числе создавая собственные инструменты автоматизации редакционной подписки. А, как выясняется, у издательств, которые только начинают цифровыми инструментами пользоваться, уровень автоматизации любых бизнес-процессов просто нулевой. Многие фактически только-только перешли от электронных таблиц на автоматизированный бухучет. То есть на словах они все готовы к автоматизации, а на деле ни финансовых, ни организационных затрат они нести абсолютно не готовы.

Но если вы серьезно не занимались онлайном раньше, если у вас нет отдела маркетинга, который в цифровом пространстве издание продвигает, то редакционная онлайн-подписка вам не поможет. И ждать, что как только вам предоставят такой сервис, у вас сразу пойдет подписка, бессмысленно.

- По вашему мнению, для СМИ, которые поздно стали заниматься цифровым направлением, онлайн-поезд уже ушел? 

- Пожалуй, да. Это проблема для многих традиционных изданий. Нет, они понимали, что заниматься цифрой, в принципе, нужно, поддерживали свой сайт, размещали там какие-то материалы. Но для них это не было бизнесом, это не было полноценной версией издания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда печатный бизнес практически лег, они кинулись в онлайн, а там у них ничего не получается. Мне кажется, что для СМИ, которые не делали этого раньше, не занимались какой-то мультиформатностью, переход в онлайн будет нелегким.

- Не менее важен офлайн. Ивенты – одни из главных источников дохода издательства сегодня, не так ли?

- Конечно, зарабатывать только на наших издательских проектах не удается. Сегодня мы прирастаем за счет спецпроектов, выпуска корпоративных изданий и, разумеется, проведения мероприятий. Они нам дают прибыль. Только по IT-направлению в первом полугодии 2019 года мы должны провести семь конференций.

- А что вам мешает работать на рынке больше всего?

- Скорее всего, вам об этом не раз говорили другие издатели. Больше всего мешает отсутствие инфраструктуры распространения. Киосковые сети закрываются, супермаркеты просят деньги за присутствие на полках. Дело ведь не в том, что на бумажные издания нет спроса. Потребитель готов покупать, но не находит точек продаж. Эта проблема должна решаться на государственном уровне, системно. Работа тут ведется, и надеюсь, она даст положительный результат. 

Александр Никитушин

Материал опубликован в февральском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь

Элемент 80646 не найден.

Читайте также

все новости