Оборот компании Forbes Inc. составил в 2001 г. $401 млн. Журнал Forbes издается с 1917 г. Forbes Inc. — семейная компания, издает журналы под своей маркой в Японии, Китае и Корее и оценивает совокупную аудиторию всех изданий в 5 млн человек.
Как рассказал «Ведомостям» информированный сотрудник Роспатента, на прошлой неделе в апелляционную палату этого ведомства поступило возражение на регистрацию товарного знака Forbes за Моспатентом. Кто подал возражение, источник не сказал.
Гендиректор компании «Моспатент» Виктор Чернышев зарегистрировал товарный знак Forbes в 1996 г. вместе с десятками других известных товарных знаков — Interbrand, VocalTec, Samsung, Audi, Bridgestone и т. д.
По словам Чернышева, Forbes ему нужен, чтобы заняться издательским бизнесом. Товарный знак Forbes Russia Моспатент зарегистрировал 3 октября 2003 г. сразу по нескольким товарным классам, включая периодику, газеты и журналы. Axel Springer Russia предлагала выкупить у него марку Forbes за $10 000, утверждает Чернышев, но он счел цену слишком низкой. Гендиректор Axel Springer Russia Ирина Силаева отказалась комментировать эти утверждения: «Товарный знак Forbes принадлежит американской компании Forbes Inc. , все связанные с этим вопросы будет решать она». Она подтвердила, что Forbes Inc. намерена вернуть себе товарный знак в России и наняла юридическую компанию, но назвать ее Силаева отказалась. В Forbs Inc. получить комментарий не удалось из-за рождественских каникул в США.
Российские патентные поверенные хорошо знают Моспатент и Чернышева — многие уже сталкивались с ним в суде.
По мнению совладельца компании «Усков и партнеры» Вадима Ускова, Чернышев — один из старейших «патентных рэкетиров» страны. Тем не менее он считает, что у Forbes Inc. хорошие шансы в этом споре. «Можно попытаться доказать, что наименование Forbes было общеизвестным на момент регистрации или что это известное фирменное наименование, которое по закону не может быть зарегистрировано, — рассказывает Усков. — Третий вариант — попытаться доказать, что Моспатент зарегистрировал марку Forbes исключительно с целью препятствовать хозяйственной деятельности Forbes Inc. в России».
Сходного мнения придерживается и Евгений Ариевич, партнер компании Baker & McKenzie, которая на днях отспорила у Моспатента товарный знак VocalTec. «VocalTec — крупная израильская компания, которая производит оборудование и программы для IP-телефонии, — рассказывает Ариевич. — Этот знак Чернышев зарегистрировал в 1996 г. , и когда в России начались продажи оборудования VocalTec, он начал всячески им препятствовать». По словам Ариевича, в споре с Чернышевым компания опиралась на норму, по которой нельзя регистрировать известные в России фирменные наименования как товарные знаки: «Мы предоставили Роспатенту копии специализированных изданий, в которых упоминалась фирма VocalTec». По его мнению, так же может действовать и Forbes Inc. — в российской прессе нетрудно будет найти упоминания о журнале Forbes.
Но, по оценке Ариевича, дело затянется минимум на полгода. Похожий прогноз дает и источник «Ведомостей» в Роспатенте. «Дело Forbes будет рассмотрено ближе к лету», — говорит он.
Глеб Крампец,
Роман Кутузов