«Поводом для начала обследования рынка послужила информация в прессе о
повышении цен ВИ на рекламу на 30%. Если окажется, что в телесегменте ВИ
занимает больше 35%, группа компаний будет признана субъектом, занимающим
доминирующее положение»,- отмечает замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Монополизацией антимонопольное ведомство признает контроль
одного игрока над 35% рынка. Пока на рекламном рынке таких структур не
находилось: до сих пор ФАС считала доли игроков на рынке в
целом.
Теперь
антимонопольное ведомство решило считать доли игроков по отдельно взятым
сегментам: наружной рекламе, электронным и печатным СМИ. Это грозит
неприятностями ВИ (лидеру продаж в электронных СМИ) и News
Outdoor (крупнейшему игроку рынка наружной рекламы в московском
регионе).
Начать ФАС решила с рынка телерекламы. Ведомство запросило
у центральных и региональных телеканалов копии договоров, заключенных ими с
рекламными агентствами на оказание услуг по размещению рекламы. По словам
Кашеварова, проверка завершится не раньше осени. «Мы только приступаем к
созданию методики оценки этого рынка»,- признается он. Если выяснится, что ВИ
является доминирующим игроком, компания попадет под статью 5 («Злоупотребление
хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке») закона «О
конкуренции».
В
ВИ считают, что говорить отдельно о рынке телерекламы нельзя. «Есть единый рынок
рекламы, по которому перемещаются деньги: из телевидения в наружную рекламу, из
наружной рекламы в BTL
и т. д.»,- заявил представитель группы компаний
.
С ним соглашаются и другие участники рынка. «Видимо, у ФАС
были какие-то свои причины на то, чтобы начать проверку: идея поднять цены на
рекламу вполне здоровая и рыночная»,- полагает президент Международного
института рекламы Борис Еремин. С ним соглашается вице-президент Ассоциации
коммуникативных агентств России (АКАР) и президент «Рекламного картеля» Владимир
Евстафьев. «Поднятие цен - аккуратное и взвешенное решение, которое все
участники рынка, в том числе и рекламодатели, оценивают позитивно»,- говорит
Евстафьев. Причиной повышения цен он называет перенасыщенность рынка. К тому же
продавец в принципе не может быть монополистом: ВИ продает время, которое не
является его собственностью, считает он.
Недоумевают, чем
руководствовалось антимонопольное ведомство, и во втором крупнейшем медиаселлере
- «НТВ-медиа». «Неизвестно, к каким выводам придет ФАС и чем она
руководствуется»,- рассуждает гендиректор компании Сергей Пискарев. Он уверен,
что его компании опасаться нечего.
Перспективы расследования ФАС эксперты оценивают довольно
скептически. А Борис Еремин полагает, что ведомство может руководствоваться и
политическими мотивами. «В случае повышения цен на рекламное время на этом рынке
окажутся те рекламодатели, которые смогут себе это позволить, прежде всего
иностранные»,- отмечает Еремин.
Справка:
Группа
компаний «Видео Интернешнл»
(продает рекламное время «Первого
канала», входящих в ВГТРК каналов «Россия», «Культура» и «Спорт» (до
2006 года), а также СТС, Ren TV, M1 и др.) в прошлом году
контролировала около 18, 1% закупок телерекламы. Оборот ВИ в 2004 году
составил около $1, 5 млрд. По информации АКАР, доля телерекламы в общем
объеме рекламного рынка ($3, 85 млрд. в 2004 году) составила 44, 1%. Помимо
больших объемов рынок демонстрирует также высокие темпы роста. В первом
квартале 2005 года рынок телерекламы увеличился на 37% по сравнению
с аналогичным периодом 2004 года.
Наказание для монополистов
Нарушением законодательства
о конкуренции считаются: установка необоснованно низких
и необоснованно высоких цен; устранение конкуренции и (или) ущемление
интересов других хозяйствующих субъектов; навязывание условий договора, не
выгодных для контрагента, и т. д. По законодательству штраф за недопущение
или ограничение конкуренции составляет до 300 тыс. руб. Однако по новому закону
о защите конкуренции, который может быть принят уже в этом году, штраф
будет рассчитываться, исходя из годового оборота компании, которую признали
нарушителем.
Марина НОСКОВИЧ
Другие
публикации газеты «Бизнес» читайте на сайте
www.b-online.ru.