Назад

Эта «Почта» - не для России

В четверг, 2 ноября на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике было принято решение обратиться к премьер- министру Михаилу Фрадкову и первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву по проблеме подписки на периодические издания. Парламентарии и представители издательств считают, что по вине руководителя Минсвязи Леонида Реймана и гендиректора ФГУП «Почта России» с подписной кампанией в стране сложилась чрезвычайная ситуация. Из-за роста тарифов на почтовые услуги по доставке газет и журналов подписка на СМИ для населения в 2007 году увеличивается в несколько раз. Издатели и главные редакторы региональных газет, которые накануне выступили с коллективным обращением к руководству правительственных структур, винят в происходящем коммерческую компанию ООО «Межрегиональное агентство подписки», которую Минсвязи в лице Почты России назначило фактическим монополистом на подписном рынке. О претензиях к почтовикам и их коммерческим партнерам в интервью корреспонденту издания «Общая Газета.РУ» рассказал один из инициаторов мероприятия – заместитель председателя думского комитета по информационной политике Борис Резник.

- Борис Львович, рост тарифов на почтовую доставку периодики происходит почти каждый год. Но на сей раз этот процесс, похоже, выливается в громкий скандал. С чем это связано?

- С тем, что чаша терпения и издателей, и читателей переполнена. Цены на подписку из-за ростов тарифов на доставку действительно как на дрожжах растут ежегодно. Это ведет к сокращению, а подчас и к обрушению тиражей. Особенно тяжело приходится региональной прессе. Областные газеты каждый год теряют по 15-20 процентов своих подписчиков. Люди просто не могут позволить себе раскошелиться на дорожающую подписку. А в первом полугодии 2007 года читательская аудитория сократится еще больше. В отдельных регионах подписные цены увеличиваются сразу в десятки раз! Губительную прибавку дают именно растущие тарифы почтовиков и их коммерческих партнеров.

- Давайте на конкретных примерах рассмотрим, из чего складываются цены на подписку.

- Вот несколько характерных примеров. Взять областную газету самого западного анклава «Калининградская правда». Если подписаться на это издание в самой редакции на первое полугодие 2007 года, то это обойдется всего в 79 рублей. А если оформить подписку на дом, обратившись в структуры «Почты России», то придется выложить аж 800 рублей! Разница в 721 рубль – это и есть расплата за тарифную политику почтовиков. «Курская правда» на полгода стоит 45 рублей, а по подписке – уже 212. «Новгородские новости» на шесть месяцев стоят 66 рублей, а благодаря доставщикам за газету придется выложить 217 рублей. «Нижегородская правда» держит цену на полугодие ниже себестоимости – всего 18 рублей. Но почтовики выставляют подписчикам счет уже в 322 рубля.

- На заседании комитета по информационной политике присутствовали и представители руководства ФГУП «Почта России», и руководящие сотрудники Минсвязи. Чем они объясняют рост цен на свои услуги?

- Раньше подписка на периодику производилась через региональные управления Федеральной почтовой службы (УФПС). Ситуация была более- менее нормальная: стоимость доставки в общей цене подписки не превышала 20-30 процентов. Но затем «Почта России» делегировала полномочия по оформлению подписки специально созданной для этого коммерческой структуре – ООО «Межрегиональное агентство подписки» (МАП). Эта предпринимательская структура, которая, по некоторым данным, имеет отношение к руководству почтового ведомства, превратилась в фактического монополиста на подписном рынке. Региональным управлениям Федеральной почтовой службы из Москвы дают команду не заключать прямых договоров по подписке на периодику, а работать только через МАП, которое откровенно обирает подписчиков.

Иными словами, близкие к чиновникам Минсвязи коммерсанты делают сверхприбыльный бизнес на кошельках населения, включая и самые незащищенные его слои. Ведь люди привыкли к тому, что выписать местную газету значительно дешевле, чем центральную. Поэтому среди читателей областных и районных газет традиционно много граждан с более чем скромными доходами. На них-то и решили заработать ушлые коммерсанты из «Межрегионального агентства подписки», за спиной которых стоят руководители «Почты России». В этой связи меня удивляет позиция министра информационных технологий и связи Леонида Реймана и руководителя ФГУП «Почта России» Игоря Сырцова, которые, не считаясь ни с мнением участников рынка, ни с интересами населения, упрямо продолжают лоббировать свои ведомственные интересы и интересы зависимых от них бизнес-структур.

- Какова реакция на эту ситуацию Федерального агентства по антимонопольной политике?

- Антимонопольщики обещают разобраться. Но ведь это безобразие продолжается уже не первый год. И это еще не все. К нам поступили жалобы от главных редакторов 67 региональных газет. В них говорится о таких вопиющих злоупотреблениях «Межрегионального агентства подписки», как многомесячные задержки по расчетам с изданиями. Иными словами, эти бизнесмены мало того, что многократно накручивают цены, так еще и по году не выплачивают редакциям их скромную долю в общей подписной цене. То есть, похоже, не брезгуют зарабатывать еще и на прокрутке чужих денег в банках.

- Если это так, то принятое депутатами обращение по чрезвычайной ситуации с подпиской нуждается и еще в одном адресате – генеральном прокуроре РФ Юрии Яковлевиче Чайке. Разве не надзорный орган должен пресекать злоупотребления с нарушениями закона?

- Согласен, нарушений множество. По сути дела Министерство информационных технологий препятствует конституционному праву граждан на получение информации. Своей политикой почтовики и их коммерческие партнеры не дают периодике дойти до потребителя, до читателя. Что это – злой умысел или корыстный интерес? Будем держать вопрос на контроле и добиваться от органов власти незамедлительной реакции на происходящее.

Читайте также

все новости