Назад

Экспресс-тест на рентабельность

Вечный вопрос "быть или не быть" вашему изданию в этой сети возникнет с новой силой, когда пройдут продажи первого же поставленного выпуска, когда закончится бюджет, отпущенный на "промо" ("маркетинг") в местах продаж. С тупой неотвратимостью законов природы за щедрым "летом" наступает "осень", по которой приходится считать цыплят. Думаю, вам не надо рассказывать, что очень много изданий не задерживаются в сетях более двух-трех месяцев. И если жизнь покажет, что выпущено не Абсолютное Совершенство (в чем были уверены вы), а просто Еще Один журнал (в чем оказались уверены читатели), то задача УДЕРЖАТЬСЯ в торговой сети станет вашим ежедневным кошмаром после недели победных рапортов о захвате "командных высот" в метро (раньше это были мосты), на вокзалах (привет Жердорпрессу!), на почте/телеграфе (читай - МАП) и в супермаркетах (при Ленине это было не так важно :).

На этой "войне" в обороне, как и в наступлении, можно многого добиться нестандартными маневрами - административным ресурсом, личной харизмой, умелым позиционированием в тематических и социальных нишах, рациональным выбором дня выхода - но все это приемлемо только тогда, когда ваше издание своим присутствием в сети не наносит ей значительного материального убытка. Деньги - всеобщее мерило, этот аргумент на кривой козе не объедешь.
Вот только "СУДЬИ КТО?". В последнее время мы привыкли к тому, что "пороги" рентабельности каждая сеть определяет сама, иногда глядя по сторонам, а иногда и не глядя... А ведь есть на что посмотреть! Прогрессивное человечество уже выработало методики расчета "себестоимости" нахождения издания в торговой сети, эти методики уже прошли определенный эвалюционный путь и среди них наметились наиболее живучие.

Одну из таких методик я предложил полтора года назад (кто пропустил - поройтесь в архивах форума Витрины или в подшивке "Новостей СМИ" за 2003г)

В этой статье я не буду повторять принципы и не буду призывать распространителей с завтрашнего дня ввести эту методику у себя на предприятии - я хочу показать, как эта методика может быть использована издателями, чтобы оценить ситуацию с их изданием в той или иной сети, увидеть, насколько оно рентабельно для распространителя по относительно объективным "среднеотраслевым" меркам - при том или ином уровне продаж. Вас, может, еще не тошнит и не тянет на соленое, но вы уже бере... нерентабельны! Знание этого может помочь предпринять какие-то контрмеры (поднять цену, снизить тираж, самим предложить какие-то промо- мероприятия) пока распространитель не указал вам на дверь.

Итак: вашему вниманию предлагается специальный "калькулятор", который определит, какие затраты несет распространительская сеть при работе с вашим изданием, включая прямые издержки (зарплата, аренда, логистика) и упущенный альтернативный доход (если бы ваше издание не занимало это "место под солнцем") - по отраслевым НОРМАТИВАМ. Таковые, к сожалению, у нас никем не утверждены, но это нисколько не мешает им ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВОВАТЬ :) Получены эти нормативы при обследовании теперь уже более двух десятков совершенно различных сетей - как московских, так и региональных, как мелких, так и крупных, как передовых, так и отсталых в технологическом отношении - и поверьте, разброс данных оказался не столь велик, как кажется на первый взгляд. Если вы - распространитель и можете рассчитать эти коэффициенты для конкретной сети по упомянутой выше методике, то здесь оставлена возможность внести ваши значения вместо "отраслевых норм" и получать точные частные результаты для вашей сети. А если вы - издатель, и не можете знать внутренней кухни сетей - то, пользуясь выведенными нормами (они подставлены по умолчанию), сможете оперативно получить усредненную отраслевую ОЦЕНКУ.

Для того, чтобы получить "диагноз" - надо "сдать анализы", заложить в формулу исходные данные. Это, во-первых, объективные характеристики издания: периодичность и вес, во-вторых, характеристики сети: количество торговых точек (с учетом их расположения), в третьих, договорные условия: площадь экспозиции (с учетом качества выкладки), согласованные отпускная и розничная цены, отсрочка платежа, в четвертых, результаты продаж за исследуемый период в расчете на один выпуск: тираж поставки и ремиссия. Заполните эту информацию в соответствующие поля, нажмите на кнопку - и вы получите результат: два числа, определяющие расчетные расходы сети и ее фактические доходы от реализации вашего издания.

Если последние оказались меньше первых - не удивляйтесь, если сеть захочет от Вашего издания избавиться или предложит "компенсировать" недополученный доход "доплатой до рентабельности". Не стоит удивляться, и если сеть до сих пор не обнулила свой заказ - это значит, что сеть либо технологичнее и экономнее среднеотраслевого уровня, либо у нее есть проблемы с замещением вашего издания в его ассортиментной нише (то есть, нет видов на альтернативный доход). Удивляться стоит только в том случае, если по нашей формуле ваше издание окажется нормативно-рентабельным от продаж, а сеть будет просить дополнительных денег, шантажируя "выкидышем" - это может означать только одно - то, что торговец "зарвался" и СЛИШКОМ много о себе возомнил.


ПОСЧИТАЙТЕ САМИ! Жмите здесь...


В приведенном примере 100-граммовому еженедельнику для выхода на рентабельность в 100-киосковой сети города-миллионника достаточно отказаться от приоритетки и переехать на боковое стекло (даже если если это снизит продажи на 100 экз) или научиться продавать на 100 экз больше. Это для обычных уличных киосков, а вот если бы дело происходило в "злачных местах" (метро, супермаркеты), то рентабельным был бы только ВДВОЕ больший продаваемый тираж.

А что с вашим изданием? Проверьте, в каких сетях у вас позиции крепкие, а от каких сетей следует со дня на день ждать "уведомления..." Если вы собираетесь войти в новую сеть - предварительно оцените, какой тираж там должен продаваться и при каком уровне ремиссии, чтобы сети это было выгодно без дополнительных "маркетингов".
Надо заметить, что формулы доходов и расходов аддитивны - и если у вас разные условия в разных частях сети (например, приоритетная выкладка осуществляется не на всех точках), то можно рассчитать однородные части сети и потом просто сложить результаты.

Если у вас иные взгляды по затронутой теме - присылайте ваши замечания, предложения, ваши собственные методики, мы с удовольствием их обсудим и опубликуем на нашем сайте.

М.В. Матасов

Читайте также

все новости