Общий мировой показатель CPT (стоимость тысячи контактов с аудиторией) в
кинотеатрах в 2004 году составил $73,78. Сразу за кинотеатрами следует интернет
– $19,25, то есть в два раза дороже, чем в газетах ($9,81), и в три раза дороже,
чем на телевидении ($6,27).
За
ними с большим отрывом идут газеты, журналы ($8,33), радио ($6,53), телевидение
и наружная реклама ($5,38).
То есть самые массовые медиа – телевидение и «наружка» – остаются и
самыми дешевыми, а самые точечные – кинотеатры и интернет – самыми дорогими.
Такая
последовательность – на первом месте по стоимости реклама в кинотеатрах, а на
последнем «наружка» – сохраняется в мире последние пять лет, с 2000 года, и
останется такой же и в следующем году. За все время строгая последовательность
изменилась лишь один раз, в 2000 году, когда реклама в журналах была дешевле
рекламы на радио.
Интернет – единственный из всех медиа, чей CPT снижается,
хотя и совсем незначительно. По мнению экспертов Initiative Media, в 2005 году
он составит $19,15, то есть снизится на 0,5%, в то время как во всех прочих
медиа он возрастет на 2-9%.
Если эта тенденция сохранится в течение еще нескольких лет, интернет
сможет сравняться с другими видами медиа.
Основания
полагать, что эта тенденция сохранится, есть. В 2001 году CPT составлял $17,28,
а рост по сравнению с предыдущим, 2000 годом составил 12,6%. В последующие годы
показатель продолжал расти, но уже не так стремительно: на 4,3% в 2002, на 4,6%
в 2003-м, на 2,1% в 2004-м по сравнению с 2003-м, а в следующем году CPT впервые
снизится.
Этот
эффект может быть достигнут за счет расширения числа пользователей, но частично
его могут ослабить то, что предложат рекламодателям более сложные и дорогие
форматы.
Между
тем в Центральной и Восточной Европе, куда эксперты CPT относят и Россию,
показатель CPT в интернете самый низкий в мире – $11,99.
Тяжелее
всего приходится рекламодателям Зеленого континета: в Австралии и Новой Зеландии
самые высокие цены практически на всю рекламу. Реклама в кинотеатрах стоит
дороже в 2,5 раза, чем в среднем в мире ($162,44), цены на рекламу в газетах
($35,5), журналах ($23,3) и «наружке» ($23,3) тоже выше среднемировых.
В
Северной Америке, по мнению экспертов Initiative Media, несмотря на то что это
самый богатый регион, конкуренция на рынке способствует снижению цен на рекламу.
Здесь самые низкие цены на рекламу в газетах ($6,03), журналах ($6,08) и в
наружной рекламе ($1,65).
В
Латинской Америке самые высокие в мире цены на наружную рекламу – $45,9, а в
Японии – на радио ($26,94). Вообще, азиатский рынок очень неровный: в Китае и
Индонезии стремительно растет реклама на телевидении, но общие показатели в этом
регионе не так уж и высоки из-за низких цен на телерекламу в Таиланде и
Малайзии. В Японии же уже несколько лет цены на телерекламу остаются на одном и
том же уровне. А вот цены на рекламу в кинотеатрах в этом регионе самые низкие –
$27,99.
В Западной Европе цены
на рекламу в газетах, журналах и на телевидении несколько выше общемировых, в то
время как реклама в кинотеатрах существенно ниже ($57,57). Высокая стоимость
рекламы в печатных СМИ в этом регионе объясняется чрезвычайно дорогой рекламой в
скандинавских странах и Голландии. В Восточной Европе уровень цен существенно
ниже, чем в других регионах.
Самые дорогие виды медиа здесь – журналы и кинотеатры, размещение рекламы
в которых выше, чем в среднем в мире. В то же самое время размещение рекламы на
телевидении и «наружка» значительно ниже.
Ежегодные
темпы прироста цен на рекламу в России, несмотря на прогнозы, что рост вот-вот
замедлится, значительны – 25-30%, а в мире эта цифра не столь велика – всего
17%, мы не скоро достигнем мирового уровня.
Марина
Носкович