Формально эта статья предусматривает ответственность не за любое нарушение, а за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Но проблема в том, что ненадлежащей можно признать, например, любую информацию, которая по формальным признакам подпадет под понятие рекламы. Даже упоминание в статье самой Федеральной антимонопольной службы (ведь это поддерживает интерес к ее идеям и начинаниям).
Например, ОАО «КИТ» признали распространителем ненадлежащей рекламы, в которой указывался прирост паев инвестиционного фонда. Суд, субъективно оценивая рекламный щит, признал, что указанный крупным шрифтом процент «воспринимается потребителями как обещание прироста пая за один год», а не за конкретный период. В 2006-м году такая субъективная оценка обойдется рекламодателю в полмиллиона рублей. Можно признать ненадлежаей и размещение логотипа фирмы-отправителя на почтовом конверте – это тоже считается рекламой и распространять ее можно только с согласия почтового ведомства.
Повышение коснулось только верхней – максимальной суммы штрафа. На практике антимонопольная служба применяла самые жесткие санкции лишь при заведомо ненадлежащей рекламе. Например, многие печатные издания не стеснялись публиковать рекламу крепких алкогольных напитков - штрафные санкции по договоренности с заказчиком были включены в стоимость рекламы. Теперь подобные «операции» станут менее рентабельными.
Вводятся также существенные ограничения на рекламу азартных игр и пари, в том числе рекламу игорных заведений. Эти ограничения аналогичны введенным менее года назад ограничениям на рекламу пива.
На телевидении и радио казино и иные игорные учреждения можно будет рекламировать только с 22 часов вечера до 7 утра. О наружной рекламе вообще можно забыть. Разрешено помещать рекламные вывески непосредственно в зданиях, в которых проводятся азартные игры, за исключением помещений вокзалов, аэропортов и станций метро. Кроме того, казино может само издавать специализированные печатные издания, которые могут распространяться среди работников игорных заведений или игроков и содержать рекламу, либо размещать ее также в специализированных рекламных изданиях. Иные каналы маркетинговых коммуникаций – Интернет, промоушен-акции, спонсорство и т.д. для игорных домов будут закрыты.
Реклама игорных заведений не должна будет «создавать впечатление, что участие в игре имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем», «дискредитировать лиц, не участвующих в играх», «создавать впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока», «умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены». И даже в ночных роликах нельзя будет использовать образы людей и животных.
Все вводимые ограничения не распространяются на рекламу стимулирующих и государственных лотерей. То есть, обещать каждому покупателю надувного матраса возможность выиграть путевку на Канары можно будет по всем телеканалам в дневное время.
В связи с нововведениями Не ясна судьба Интернет-казино
и функционирующих в глобальной сети букмекерских контор и иных тотализаторов.
Сам сайт изначально будет признан рекламной площадкой. У питерских
антимонопольных органов уже есть опыт преследования Интернет-ресурсов: сайт
компании «ВЕДА» два года назад признали рекламой водки и оштрафовали владельца.
Суд признал выводы надзорных служб обоснованными. Единственный выход в этой
ситуации – поставить стартовую страницу с предупреждением, что клиент входит на
сайт казино. Тогда можно будет утверждать, что сам полнофункциональный раздел
сайта - это как бы помещение игорного заведения, где реклама
разрешена.
Антон ОДЫНЕЦ