Назад

ДОНАЛЬД КАММЕРФЕЛЬД: «ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ - ДИСТРИБУЦИЯ И ОТСУТСТВИЕ КАПИТАЛА»

Президент Международной федерации периодической печати (FIPP) Дональд КАММЕРФЕЛЬД приехал в Россию, чтобы посмотреть на развитие российского журнального бизнеса, обсудить основные проблемы, с которыми сталкиваются наши издатели. С впечатленным отечественными журналами американцем общалась корреспондент "Известий" Анастасия ДМИТРИЕВА.

- Какие впечатления от нашего журнального рынка, о каких проблемах вы говорили с российскими издателями?

- В России огромная проблема с дистрибуцией. Здесь нет системы возврата - журналы лежат в киосках до тех пор, пока не будет продан последний экземпляр. Это минимизирует продажи. Тиражи журналов в России могли бы быть гораздо выше, если бы система дистрибуции была совершеннее. Это не только ваша проблема - она актуальна по всему миру. Слишком много журналов и слишком мало места на прилавках.

- В России каждый пытается создать свою систему распространения...

- Не думаю, что это хорошо для рынка. В мире дистрибуция открыта для всех, издания всех групп подвозятся к киоску на одном грузовике. Если появляются ограничения, выбор у читателя становится меньше и в результате страдает сама журнальная индустрия, которая "сжимается". Есть и еще одна сложность: российским издателям не хватает средств для расширения собственного бизнеса. Думаю, что это было одной из причин недавней продажи ИД "КОН-Лига Пресс" швейцарскому концерну Edipresse.

- А с какими сложностями сталкиваются западные издатели?

- На развитых рынках всегда будет слишком много журналов, чтобы прокормиться могли все. Основать журнал очень недорого, гораздо дороже сделать его успешным. Еще одна проблема - бесконечное разнообразие новых СМИ. У читателя мало времени и огромный медиа-ассортимент. В результате, чтобы удерживать его внимание, журналы сокращают число текстов, делая дайджест, и добавляют иллюстрации и графики - массу цветовых пятен.

- Газеты пытаются преодолеть спад тиражей за счет публикации местных новостей. Актуально ли это для журналов?

- Сосредоточение газет на местных новостях - это лишь временное решение их проблем, так как появляется все больше местных телеканалов, особенно в США. Газетам теперь надо собирать все имеющиеся средства доставки, в том числе электронные.

В каком-то смысле сегодня происходит сближение между газетами и журналами: один журналист может делать и газетный, и журнальный варианты статей. Думаю, что газета через 20 лет станет своего рода ежедневным журналом. Многие издания уже к этому приближаются - взгляните на New York Times, у которой выходит по 15 секций.

- Но можно ли в таком случае говорить о смерти журналов новостей - таких, как Newsweek?

- Нет. Новостные журналы просто меняются. Если телевидение предлагает горячие новости, то журналы новостей - аналитические и довольно объемные статьи. Более того, такие журналы становятся трансграничными. Так, Time и Newsweek издаются за пределами США: Time делает европейскую версию, Newsweek выходит на японском, китайском, испанском, польском. Самый интернациональный новостной журнал - Economist, хотя выходит только на английском.

- А есть ли страны, где невозможно издавать какой-то тип журнала?

- Поскольку журналы отражают интересы читателей по всему миру, то не удаются издания, касающиеся какого-либо предмета, который представляет мало интереса для нации. Так, в американский футбол или крикет играют в немногих странах, так что и журналы о них не могут существовать везде. А в Китае частные журналы новостей просто запрещены - ими может владеть лишь правительство.

- А как распределяется соотношение журналов по миру?

- Точной статистики нет, но в мире где-то 100 тыс. названий и 16 млрд экземпляров тиража в год. На США приходится 42% их оборота, по 9% имеют Германия, Франция и Япония. А вся Восточная Европа - не более 2%. На зрелых рынках продажи растут соразмерно с ростом населения (если вообще растут), а реклама - в соответствии с изменениями ВВП. Рост стоит ожидать в густонаселенных странах Азии (таких, как Китай или Индия), в Латинской Америке и в Восточной Европе - особенно в России и на Украине.

- Прошли слухи о вложении инвестиционным банком Goldman Sachs средств в журналы. С чем это связано?

- Журналы - это хорошее капиталовложение: они дают очень высокий возврат на инвестиции и требуют небольших вложений. И Goldman Sachs это известно. К тому же остановить выпуск журнала проще, чем газеты. Впрочем, в настоящее время успешные журналы стоят слишком дорого, чтобы оправдать вложения, так что сегодняшние сделки по вложению в них средств - скорее стратегические, а не экономические решения. Goldman Sachs сегодня не покупает много журналов.

Читайте также

все новости