Президент Международной федерации периодической печати
(FIPP) Дональд КАММЕРФЕЛЬД приехал в Россию, чтобы посмотреть на развитие
российского журнального бизнеса, обсудить основные проблемы, с которыми
сталкиваются наши издатели. С впечатленным отечественными журналами
американцем общалась корреспондент "Известий" Анастасия ДМИТРИЕВА.
- Какие впечатления от нашего журнального рынка, о каких
проблемах вы говорили с российскими издателями?
- В России
огромная проблема с дистрибуцией. Здесь нет системы возврата - журналы
лежат в киосках до тех пор, пока не будет продан последний экземпляр. Это
минимизирует продажи. Тиражи журналов в России могли бы быть гораздо выше,
если бы система дистрибуции была совершеннее. Это не только ваша проблема
- она актуальна по всему миру. Слишком много журналов и слишком мало места
на прилавках.
- В России каждый пытается создать свою систему
распространения...
- Не думаю, что это хорошо для рынка. В
мире дистрибуция открыта для всех, издания всех групп подвозятся к киоску
на одном грузовике. Если появляются ограничения, выбор у читателя
становится меньше и в результате страдает сама журнальная индустрия,
которая "сжимается". Есть и еще одна сложность: российским издателям не
хватает средств для расширения собственного бизнеса. Думаю, что это было
одной из причин недавней продажи ИД "КОН-Лига Пресс" швейцарскому концерну
Edipresse.
- А с какими сложностями сталкиваются западные
издатели?
- На развитых рынках всегда будет слишком много
журналов, чтобы прокормиться могли все. Основать журнал очень недорого,
гораздо дороже сделать его успешным. Еще одна проблема - бесконечное
разнообразие новых СМИ. У читателя мало времени и огромный
медиа-ассортимент. В результате, чтобы удерживать его внимание, журналы
сокращают число текстов, делая дайджест, и добавляют иллюстрации и графики
- массу цветовых пятен.
- Газеты пытаются преодолеть спад
тиражей за счет публикации местных новостей. Актуально ли это для
журналов?
- Сосредоточение газет на местных новостях - это
лишь временное решение их проблем, так как появляется все больше местных
телеканалов, особенно в США. Газетам теперь надо собирать все имеющиеся
средства доставки, в том числе электронные.
В каком-то смысле
сегодня происходит сближение между газетами и журналами: один журналист
может делать и газетный, и журнальный варианты статей. Думаю, что газета
через 20 лет станет своего рода ежедневным журналом. Многие издания уже к
этому приближаются - взгляните на New York Times, у которой выходит по 15
секций.
- Но можно ли в таком случае говорить о смерти журналов
новостей - таких, как Newsweek?
- Нет. Новостные журналы
просто меняются. Если телевидение предлагает горячие новости, то журналы
новостей - аналитические и довольно объемные статьи. Более того, такие
журналы становятся трансграничными. Так, Time и Newsweek издаются за
пределами США: Time делает европейскую версию, Newsweek выходит на
японском, китайском, испанском, польском. Самый интернациональный
новостной журнал - Economist, хотя выходит только на английском.
- А есть ли страны, где невозможно издавать какой-то тип
журнала?
- Поскольку журналы отражают интересы читателей по
всему миру, то не удаются издания, касающиеся какого-либо предмета,
который представляет мало интереса для нации. Так, в американский футбол
или крикет играют в немногих странах, так что и журналы о них не могут
существовать везде. А в Китае частные журналы новостей просто запрещены -
ими может владеть лишь правительство.
- А как распределяется
соотношение журналов по миру?
- Точной статистики нет, но в
мире где-то 100 тыс. названий и 16 млрд экземпляров тиража в год. На США
приходится 42% их оборота, по 9% имеют Германия, Франция и Япония. А вся
Восточная Европа - не более 2%. На зрелых рынках продажи растут соразмерно
с ростом населения (если вообще растут), а реклама - в соответствии с
изменениями ВВП. Рост стоит ожидать в густонаселенных странах Азии (таких,
как Китай или Индия), в Латинской Америке и в Восточной Европе - особенно
в России и на Украине.
- Прошли слухи о вложении инвестиционным
банком Goldman Sachs средств в журналы. С чем это связано?
-
Журналы - это хорошее капиталовложение: они дают очень высокий возврат на
инвестиции и требуют небольших вложений. И Goldman Sachs это известно. К
тому же остановить выпуск журнала проще, чем газеты. Впрочем, в настоящее
время успешные журналы стоят слишком дорого, чтобы оправдать вложения, так
что сегодняшние сделки по вложению в них средств - скорее стратегические,
а не экономические решения. Goldman Sachs сегодня не покупает много
журналов.