- Сейчас все СМИ, входящие в холдинг, рентабельны? - У нас есть актив, с которым мы испытываем проблемы, - газета «Будни». Возможно, с ним будут происходить какие-то изменения. Это единственный, наверное, актив, который требует затрат, но очень небольших - сотни тысяч рублей в год. Все остальные предприятия прибыльные. У нас есть проекты, которые мы называем проектами развития, которые созданы недавно и в которые мы инвестировали средства: та же газета «Постскриптум», журнал «Пионер», радиостанция «Динамит», которую мы запускаем в Самаре - они требуют вложений. Не могу сказать, что у нас все суперзамечательно, но думаю, что все будет нормально. - Если говорить о ваших тольяттинских предприятиях, то какие изменения произошли или произойдут? - Скажем так: мы не провели тех мероприятий, которые планировали в отношении «Площади Свободы» - глобальной трансформации по макету и изданию. Во многом причина здесь - кадровая проблема. Проблема кадров и в Самаре стоит остро, а в Тольятти раз в пять острее. Я думаю, что мы проведем изменения, хотя, конечно, с изрядным замедлением. Что касается нового проекта - «Постскриптума», то мы считаем, что это просто совмещение рынков. У нас есть предложение в Самаре - «Самарское обозрение», и мы даем рекламодателю возможность работать и по Самаре, и по Тольятти в похожих по макету и содержанию газетах. В Тольятти это должна быть тольяттинская газета, которая будет говорить о тольяттинском бизнесе, в Самаре - самарская. Понятно, что не все сразу получается: что-то не нравится нам, что-то - нашим журналистам, которые приехали в Тольятти из Самары. Мы для себя определили, что срок выхода на окупаемость - порядка полутора лет. Наш опыт показывает, что средний срок выхода на окупаемость в этой нише - 2-2,5 года при достаточно интенсивной работе. Где-то на третий год работы будет фиксироваться небольшая прибыль. Эти параметры были по «Самарскому обозрению», и здесь мы пытаемся повторить то, что сделано в Самаре. - Издания холдинга будут вовлечены в политический процесс во время ожидаемых осенью губернаторских выборов? - Мы не считаем, что наши СМИ должны активно участвовать в политических кампаниях. Они могут зарабатывать на этих кампаниях. Ориентироваться на участие в кампаниях исходя из каких-то призрачных целей - это смешно. Влияние СМИ на людей за последнее время несколько уменьшилось, люди уже не так доверяют газетам, телевидению и так далее. Это я говорю не как руководитель СМИ, а как человек снаружи, и это касается всех СМИ. Во-вторых, есть реальное осознание того, что все должно приносить деньги, любые инвестиции должны возвращаться - это самое главное. Поэтому задача перед нами стоит очень простая: СМИ должны зарабатывать, нам политика безразлична. И неважно, от какого кандидата приходят деньги, лишь бы все было в рамках законодательства. Ту кампанию, которая будет, можно сегментировать. Что-то будет проходить на уровне городов, что-то - на уровне области. Что касается области, то с точки зрения коммерции, я думаю, участвовать будут все. Если осенью будут губернаторские выборы и если будет у кандидата, допустим, Титова, потребность разместить что-то у нас - никаких препятствий. Так же как и у кандидата Тархова, если таковой кандидат будет, так же как и у кандидата Казакова, если таковой кандидат будет. И у кандидата Лиманского, если таковой кандидат будет и пожелает с нами работать. Что касается выборов в городские думы, то здесь, мне кажется, степень воздействия СМИ на округа будет очень низка, поскольку сами округа очень маленькие (в Самаре - 25 тысяч избирателей). Конечно, люди будут платить СМИ, каким-то газетам, но основной поток денег будет направлен на агитацию - глаза в глаза. Что касается Тольятти, то мы занимаем здесь не такое большое место, как нам приписывают. Я считаю, тольяттинским СМИ придано какое-то гипертрофированное политическое влияние. Мне, допустим, смешна была ситуация, когда поражение одного из кандидатов на декабрьских выборах в Госдуму объясняли тем, что была опубликована одна статья. С моей точки зрения, это глупо - там совсем другие процессы. Следующий момент - во время последней кампании по выборам мэра Тольятти случай с газетой «Горожанка». Одни люди полагали, что, разбросав ее по ящикам, они могут, ни много ни мало, свергнуть мэра. Другие люди, из команды мэра, на это купились. Писали какие-то заявления… На самом деле такая газета просто бумажный листок, и в то, что он может воздействовать на ситуацию, я уже давно не верю. Есть газеты со сложившимся коллективом читателей - «Площадь Свободы», «Волжский автостроитель», их участие в кампании вполне возможно. Но в целом я не вижу, как СМИ может влиять на ситуацию по выборам в городскую Думу, потому что городская Дума - это дела человека: лампочки в подъездах, скамейки, детские площадки. Дмитрий Шатунов,