«Медиаиндустрия стоит перед величайшим потрясением со времен Гуттенберга», - такими словами начинается исследование, подготовленное Deutsche Bank Research. Аналитики банка утверждают, что развитие информационных технологий привело к началу новой эры масс-медиа. «Со времен изобретения печатного станка принципы работы СМИ оставались неизменными: информация шла от профессиональных медиапроизводителей к пассивным медиапотребителям. Однако нынешние технологии привели к фундаментальным изменениям», - говорится в докладе. Возможность легкого и быстрого доступа в Интернет, появление социальных сетей, также называемых Web 2.0, в которых пользователи сами создают контент, превращает медиапотребителей в медиапроизводителей.
Авторы доклада считают, что, получив возможность выбирать и быть активным участником в создании контента, люди перестают пользоваться традиционными СМИ. Больше всего страдают при этом газеты. Среднее время, которое потребители тратят на их прочтение, с 2000 по 2005 год сократилось на две минуты и сейчас составляет 30 мин. В то же время среднее время, которое человек проводит в Интернете, за тот же период выросло на 31 мин. и сейчас составляет 45 мин.
По словам аналитиков Deutsche Bank Research, авторы сетевых дневников иногда оказываются оперативнее и объективнее, чем профессиональные журналисты. В качестве примера аналитики приводят фотослужбу частного веб-сайта Flickr.com. Фотографии событий на этом сайта появляются быстрее, чем на лентах информационных агентств.
Вслед за потребителями в Web 2.0 переходят рекламодатели. Стремительное развитие социальных сетей убеждает их, что продвижение бренда в этом сегменте намного важнее, чем в традиционных медиа. Аналитики советуют медиакомпаниям начать реагировать на изменение ситуации. При этом некоторые издания уже прислушались к данному совету. Так, британские газеты The Guardian, The Times и Financial Times объединили свои онлайн- и газетные редакции, а The Los Angeles Times отказалась от издания общеамериканского печатного выпуска газеты, усилив свою интернет-версию. Радио- и телекомпании тоже вынуждены подстраиваться: многие уже предоставляют в Интернете возможность просмотра любой программы из сетки вещания без привязки к конкретному времени.
Однако, по прогнозам Deutsche Bank Research, коренные изменения в медиапотреблении вряд ли серьезно изменят расстановку сил на медиарынке. Крупные игроки уже занимают свою нишу в новом сегменте. Так, в прошлом году Руперт Мердок заплатил за самый крупный блог-проект в мире MySpace 580 млн долл.
Однако российские эксперты не торопятся согласиться с выводами аналитиков
банка. Управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов считает,
что, несмотря на предсказания Deutsche Bank Research, никакой революции в СМИ не
произойдет. «Пострадают новостные агентства и газеты, которые доставляют только
новости. Того, кто производит качественный профессиональный продукт, это не
коснется, - считает г-н Ашманов. - Производство контента требует
профессионализма, которого нет у массового потребителя». По мнению Игоря
Ашманова, люди не хотят быть активными участниками создания контента. Им нужна
возможность навигации по программам и возможность оставлять свои комментарии.
«Блоггеры могут только помогать, но не самостоятельно создавать информационный
продукт. К тому же хороший контент стоит денег, потому что это большой труд.
Например, создать теле- или радиопередачу профессионального качества рядовому
потребителю не по силам», - говорит г-н Ашманов.
Андрей
ВЕТВИНСКИЙ