Сайт работает в тестовом режиме. Приносим извинения за возможные неудобства
Назад

Детская пресса: о супергероях замолвите слово

Детская пресса: о супергероях замолвите слово

Имена лауреатов конкурса детских СМИ «Волшебное слово», который в пятый раз проводит ГИПП при поддержке ФАПМК, будут объявлены в начале сентября на Всероссийском фестивале детской прессы. Судьи конкурса – это не только профессионалы из разных областей, но и студенты, «вчерашняя» аудитория конкурсантов. Мы попросили некоторых членов жюри поделиться своим мнением об увиденном и прочитанном.

Оксана Богданова, президент центра развития корпоративного волонтерства «ДаДобро»:

- С «Волшебным словом» я познакомилась в прошлом году в ВДЦ «Орленок». В жюри я тогда не была, но уровень прошлогодних победителей меня очень порадовал. Стали для меня неожиданностью в тот раз и результаты работы детского жюри. Я ожидала немного другого, была уверена, что у детей совершенное иное представление о прекрасном. Между тем, их список победителей совпал со взрослым. Очень интересно было наблюдать, как дети реагируют на представленные на выставке журналы: тогда я убедилась, что громкие заявления об их нелюбви к чтению сильно преувеличены.

В этом году, будучи уже членом жюри, я получила возможность более подробно, тщательно познакомиться с детскими изданиями. Из всех просмотренных особо хочу отметить участников номинаций «Лучший журнал для самых маленьких» и «Лучший журнал для младшего школьного возраста» – их уровень сильно отличается, и выбрать лидеров, казалось, будет невозможно. Однако вскоре стало понятно, что в их числе очень много похожих изданий, чей контент не выделяется уникальностью. В этом плане порадовало порядка десяти изданий, которые не перепутаешь ни с какими другими, которые имеют свой стиль. Это, как правило, издания с собственными художниками и авторами. И это те журналы, которые хочется сохранить. Когда я листала их, вспоминала, что раньше у меня были похожие книжки, с таким же качеством иллюстраций и текста. И это уже некое произведение искусства, которое хочется передавать из поколения в поколение.

Хуже ситуация в «газетных» номинациях. Организаторы сказали, что в первые годы газет было совсем мало. Сейчас уже есть, из чего выбирать. И это радует. Огорчает, что у большинства едва ли не полный провал с контентом. Казалось бы, это должна быть их самая сильная сторона. Ведь по сравнению с журналами у них меньше возможностей привлечь читателя иллюстративным рядом, дизайном, полиграфией. Они должны брать содержанием. Но как раз с этим у многих проблемы. Хотя все же и среди газет я для себя выделила трех-четырех лидеров.

Мне хотелось бы пожелать всем конкурсантам найти то, что отличает их от других – свою индивидуальную ноту звучания. И, конечно, ориентироваться на лучшие образцы.

Янина Пироженко, тренер Всероссийского очно-дистанционного курса повышения квалификации для адвокатов по семейному праву:

- Первое, что хочется отметить – разнообразие. Много хороших, интересных журналов. В некоторых четко прослеживается творческий подход и редакторов, и корреспондентов. Очень понравилось несколько статей юных журналистов, которые я отметила.

По отношению к ряду изданий у меня появились сомнения в выборе тем. Возник вопрос: насколько сами дети воспринимают то, что им преподносят? В этом смысле надо очень хорошо знать детскую психологию, возрастные особенности, чтобы понимать, отвечает ли издание потребностям детей.

В целом хочу сказать, что бумажные журналы и газеты выгодно отличаются от интернет-СМИ. Они полезнее как для детей, так и для родителей. Потому что для родителей совместное изучение каких-то материалов – это повторение, для детей – познание нового. Это только сближает членов семьи, семья становится крепче, дети – добрее, родители – счастливее.

И мое личное пожелание: издателям надо обратить внимание на то, что практически ни в одном журнале не отражается ни история русского государства, ни история права. Если мы говорим о том, что хотим получить в ближайшем будущем людей, уважающих закон, соответственно, их нужно учить этому с детства.

Нелли Сергеева, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета, направление «Международная журналистика»:

- Для меня работа в жюри стала довольно интересным опытом. Большинство журналов я до этого никогда прежде не видела. Когда я была маленькой, не так много читала детские журналы. Так что я познакомилась с большим количеством нового контента. Некоторые из этих изданий я, конечно, видела прежде, потому что мы с ними сотрудничали. Но все остальное было для меня в новинку. И я могу сказать, что хорошие журналы есть. И это не только Москва и Питер, это журналы со всей России. Особенно понравился журнал из Республики Коми. То есть «прописка» в крупном городе вовсе не гарантия того, что журнал будет хорошим. Несмотря на разницу в ресурсах, регионы тоже могут создавать прекрасные журналы. И то, что я увидела, подарило мне надежду, что современные дети увлечены не только компьютерными играми или интернетом. Раз журналы делаются, значит, журналы потребляются. И это дает некую гарантию, что с поколением все нормально.

Мне больше нравятся журналы, выдержанные в минималистическом стиле. Это тот самый журнал из Коми – «Радуга».  Он показывает, что у людей, которые его создают, есть вкус. Соответственно, хороший вкус прививается и детям, которые читают этот журнал. Мне очень не понравились яркие издания, я бы даже сказала, что это вредно для детской психики. Я понимаю, что это действительно привлекает детей, потому что такие журналы очень похожи на пестрый контент из интернета. Но мне кажется, издания для детей должны быть более спокойными, они должны заставлять ребенка задумываться.  Количество журналов было достаточно большое, и из них мне больше всего понравилось около двадцати. Все остальные были очень похожи друг на друга: яркий контент, не очень разнообразные материалы.

Печально, что издатели часто выпускают детские журналы и газеты за свой счет. Плохо, что эта сфера не спонсируется.

Хочу пожелать всем конкурсантам неустанно развиваться. Как говорится, нет предела совершенству. Нужно постоянно изучать свою аудиторию и ее запросы. Нужно стремиться делать контент лучше. В каждом журнале должна быть изюминка, должна чувствоваться индивидуальность. И не только в тексте, но и в самой картинке. Потому что, прежде всего, особенно при первом знакомстве, читатель обращает внимание именно на оформление.

Александр Ковальский, дизайн-директор digital-агентства CreativePeople, co-founder:

- Один из моментов, который мне показался странным в изданиях для малышей, – это качество работы с иллюстрациями. Мне кажется, детям очень важна именно визуальная составляющая, потому что они же не могут еще читать, по большей части они рассматривают картинки. Я точно знаю, что иллюстраторов на рынке безумное количество. Очень многие имеют профильное образование, да и в целом они очень талантливы, а их работа стоит не так дорого. Но в некоторых журналах иллюстрации находятся на низком уровне. В подтверждение тому, что далеко не всегда качество – вопрос наличия денег, хочу отметить, что есть журналы, которые распространяются бесплатно или ограниченными сериями и при этом по верстке выглядят лучше, чем коммерческие издания с регулярным финансированием. Это еще раз доказывает, что дешевый дизайн и дизайн, сделанный за большие деньги, часто могут не отличаться друг от друга.

Авторское исполнение сразу видно. Также качеством отличаются издания, которые выходят по франшизе каких-то мультфильмов. К слову, сейчас существует огромный культурный пласт, который взрослые не понимают, – например, супергерои. Взрослым очень тяжело читать такие книги и журналы. Поэтому надо передавать подобный контент, чтобы было понятно родителям и интересно детям. Это сложная редакторская работа.

Есть еще один важный момент. У меня сложилось впечатление, что в журналах и газетах для старших школьников печатают не тот контент, который хотят читать школьники, а тот, который родители хотят дать своим детям. То есть это даже не тянет на детские издания. Там много статей большого объема на темы, которые отнюдь не являются животрепещущими для подростков. Так что я был неприятно удивлен. Это же редакторская работа. И это платные издания!

Меньше всего мне понравились развлекательные журналы. В них, на мой взгляд, мало ценности, да и все они похожи. Я говорю про кроссворды и раскраски.

Вообще, я не ожидал, что у нас выходит такое количество детских журналов. И мой совет родителям – присматривайтесь к журналам внимательнее. Потому что объективно весь этот контент существует, просто мы не можем его найти. Я даже взял несколько журналов себе, чтобы тоже приобщиться. Например, «Мир техники для детей». Я видел, что там много текста, но я хочу внимательно изучить, разговаривают ли они с читателями на одном языке. А тема для мальчишек очень хорошая.

Надежда Бугославская, иллюстратор детских книг:

- В жюри «Волшебного слова» я уже второй год. Первый раз, честно сказать, я пришла в ужас. Сейчас впечатление намного лучше, чем в прошлом году. Мне кажется, многие провели хорошую работу над ошибками и улучшили свои издания. Они хорошо поработали над своим внешним видом. Такого количество недочетов, которое так огорчило меня в прошлом году, сейчас уже нет. И если отбросить различные игровые издания вроде кроссвордов и сканвордов, то мне даже все понравилось. Так что я получила большое удовольствие от просмотра. Но все же еще есть, куда расти. Впереди большое поле для деятельности.

Евгения Горбачева, генеральный директор ООО «Издательство «Планета»:

- На конкурс поступили очень разнообразные издания. Не могу сказать, что все они были очень интересные: встречались и совершенно посредственные, глядя на которые понимаешь, что люди почти не прикладывают никаких усилий, чтобы сделать качественный контент. Наряду с этим хочется также отметить, что многие журналы и газеты оставили о себе крайне приятное впечатление. Особенно те из них, где взрослые работают вместе с детьми, где люди тратят свои силы и время на то, чтобы самосовершенствоваться. Среди конкурсантов есть региональные и школьные газеты, которые могут посоревноваться с федеральными, несмотря на разницу в ресурсах. Видно, что они вкладывают душу в свое дело.

Отдельно хочется указать некоторым издателям на несоответствие контента современным требованиям. В СМИ я работаю с шестнадцати лет. И могу сказать, что тенденции сильно меняются, меняются и вкусы у детей. То, что нравится взрослым, не всегда нравится нашим детям. Хорошо это или плохо, но так оно и есть. Если мы, будучи подростками, могли читать большие тексты, то для наших детей, к сожалению, такие объемы уже неприемлемы. У них клиповое мышление, и с этим надо тоже считаться. К примеру, у меня в детстве не было рисунков страшных героев, которые мы видим сегодня. Мне неприятно даже физически на них смотреть. Но я понимаю, что они сделаны по современным мультфильмам и наши дети это смотрят и знают каждого персонажа. Такова действительность. Я ни в коем случае не призываю насыщать журналы подобными образами. Я говорю лишь о том, что издатель должен знать запросы своего читателя и, опираясь на эти знания, формировать его вкус. И многим это удается – мы видели большое количество красивых рисунков, хороших и качественных текстов. Мы увидели, что даже комиксы можно построить логично, сделать это красиво и грамотно. 

Мне бы хотелось, чтобы все издания, которые я увидела на конкурсе, продолжали свою работу. Ведь одна из множества миссий детских СМИ – помогать ребятам в выборе жизненного пути, профессии. Я свой путь начала именно так – с работы юнкором.

Юлия Копрянцева

Фото: Тимофей Трефилов

Ссылки по теме:

Елена Шитикова: За волосы схватиться или схватить?

Виктор Бакурский: Детский журнал товаром не является

Элемент 91890 не найден.

Читайте также

все новости