- Этой весной внимание издателей было приковано к
сделке крупнейших издательских структур "Проф-медиа" и Independent Media. 35%
акций IM, приобретенных "Проф-медиа", принадлежали голландской компании VNU,
которая вышла из медиабизнеса в России. Почему голландцы решили уйти как раз в
тот момент, когда другие иностранные компании, наоборот, приходят на наш
рынок?
- Они отказались от издательского бизнеса не только в России. VNU был
очень многообещающим издательским домом, но они продали свои издательские
компании по всему миру. Такова была корпоративная политика компании, большую
часть активов они продали финской компании Sanoma, а мы воспользовались правом
преимущественной покупки, а затем перепродали эти 35%. Так что этот шаг не имеет
отношения к России - это глобальная стратегия компании.
- При этом другие иностранные компании в последнее
время очень активно запускают в России издательские проекты. Чем объяснить этот
интерес кроме общего роста рынка?
- Прежде всего - западноевропейский рынок переполнен, В Европе очень
тяжело не только развиваться, но и просто выживать. Там огромное количество
журналов, а объем рынка в целом снижается. Рост издательского бизнеса в Западной
Европе - дело практически невозможное. Восточная Европа принадлежит немцам.
Основные игроки здесь - немецкие издательские холдинги, и местные рынки тоже
достаточно плотно "упакованы". Логично, что следующий шаг - Россия. При этом в
России сложилась интересная ситуация. Здесь уже давно присутствуют несколько
крупных игроков - мы сами, например Burda, Achette. Они начали работать задолго
до кризиса. Однако есть много иностранных компаний, которые до кризиса не успели
прийти в Россию, а во время кризиса, по понятным причинам, сюда не торопились.
Теперь же Россия снова в моде, поэтому иностранные компании сюда и двинулись. Да
и вообще, на издательской карте мира осталось только два свободных для развития
рынка: Россия и Китай. Остальное занято и поделено.
- Некоторые зарубежные издательские компании в России
ищут местных партнеров, а некоторые учреждают собственные компании. В чем, с
точки зрения бизнеса, разница между двумя подходами?
- Разницы, в общем, никакой. Все компании стремятся работать с
российскими партнерами, но таковых очень непросто найти. У большинства крупных
холдингов соглашения с российскими издателями уже есть, а больших издателей в
России совсем немного. Тем, кто приходит позже, приходится работать или с
небольшими компаниями, или в одиночку. Если бы у них был выбор, они бы, конечно,
заключили какие-то договоры с российскими участниками, но выбор у них невелик.
- Почему западные инвестфонды не вкладывают деньги в
российские издательства?
- Это сложный бизнес. Честно говоря, если бы я сам был инвестором, я бы
как следует подумал, прежде чем инвестировать в издательский бизнес. Если
выбирать, скажем, между нефтью, розничной торговлей и издательствами,
издательства явно не стали бы для меня первыми в списке. Причем это справедливо
не только для России, но и для мира в целом. Немногие компании добиваются успеха
на рынке печатных СМИ. Кроме того, в издательском бизнесе есть много людей,
которые занимаются этим не для того, чтобы зарабатывать деньги. Это тоже не
добавляет нашей индустрии инвестиционной привлекательности.
- Иностранные издатели продолжат в следующие два-три
года экспансию в Россию?
- Да, безусловно. Но мне кажется, что период самого активного роста как
раз завершается. Осталось не так много брэндов, которые могли бы прийти в
Россию. Все большие журналы -Vogue, Elle, Cosmopolitan - уже здесь. То, что нас
ждет в ближайшее время, тот же журнал Fortune,- все это по объемам бизнеса
гораздо меньше. Конечно, иностранные издатели будут приходить, конечно, те, кто
уже работает здесь, останутся, но мне кажется, основной рост рынка в ближайшие
годы будут обеспечивать местные брэнды. Бизнес так развивается всегда - сначала
известные международные марки, потом локальные проекты.
- А свободное место для новых проектов на российском
рынке еще осталось?
- Действительно, вывод на рынок нового издания обходится все дороже и
становится все более трудоемким. Но место всегда есть. Даже в США, с их
невероятно загруженным рынком, ежегодно появляются сотни новых изданий. Но,
повторяю, запуск изданий из-за того, что рынок насыщается, становится все более
дорогим удовольствием. При этом, несмотря на усилившиеся процессы консолидации
бизнеса, российский рынок остается очень раздробленным, фрагментированным. Здесь
множество мелких издателей, у которых в активе одно-два издания. Через пару лет
должны оформиться действительно крупные издательские группы, которые поглотят
значительную часть небольших компаний.
- Эта консолидация пройдет на основе российских или
иностранных издателей?
- И тех, и других. Мне, кстати, вообще все эти дискуссии относительно
российских и иностранных компаний кажутся несколько искусственными. Вот я
иностранец, но живу в России 14 лет. Березовский - русский, но находится в
Лондоне. Есть компании с иностранными акционерами, есть смешанные... Для рынка
невелика разница.
Константин
Воронцов
См. также:
Вадим Горяинов: «Крупные
издательства станут медиахолдингами с теле-, радио- и киноструктурами»
Версия для печати: Крупные
издательские дома делят рынок печатных СМИ