Предполагалось, что в универсальную услугу будет включена таксофонная связь и пункты коллективного доступа в Интернет. Такие пункты планировалось создать в каждом населенном пункте с населением не меньше 100 человек. А расположение таксофонов должно было обеспечить доступ к ним из любого населенного пункта в течение двух часов.
Минсвязи считает понятие универсальной услуги связи одним из самых важных нововведений законопроекта "О связи", принятого в первом чтении 29 ноября 2002 г. Механизм универсальной услуги подразумевает создание специального фонда, куда все телекоммуникационные операторы будут перечислять платежи для финансирования работы специального оператора. Он должен оказывать услуги на территориях, где связь убыточна. Размер платежа будет определяться правительственным постановлением как процент от выручки телекоммуникационных операторов.
По оценке первого замминистра по связи и информатизации Бориса Антонюка только для установки в каждый из 54 000 нетелефонизированных населенных пунктов по одному спутниковому таксофону потребуется около $250 млн. Но членам рабочей группы этот прогноз не понравился. "Мы за то, чтобы осуществлять телефонизацию населения, однако трудные районы нужно осваивать в рамках специальных социальных программ по телекоммуникациям", - заявил "Ведомостям" председатель думского подкомитета по связи комитета по энергетике, транспорту и связи (ЭТС) Леонид Маевский. А депутат Петр Щелищ предложил заменить этот фонд прямым выделением из бюджета $200 - 250 млн в год на развитие связи.
Противники восьмой главы упирали на то, что устанавливаемый правительством сбор в специальный фонд - это, по сути дела, новый налог на участников рынка, который может быть введен только Налоговым кодексом, и никак иначе.
В итоге рабочая группа семью голосами против пяти приняла решение исключить из законопроекта главу 8 "Универсальные услуги связи". По словам Маевского, депутаты не отвергают саму идею универсальной услуги, но видят серьезную проблему в непрозрачности создаваемого для этих целей фонда.
"Исключение восьмой главы законопроекта, гарантирующей оказание универсальных услуг связи, идет вразрез с конституционным статусом России как социального государства - так прокомментировал решение депутатов Борис Антонюк. - Минсвязи по-прежнему считает, что механизм универсального обслуживания - самый реальный способ решения проблемы нетелефонизированных населенных пунктов".
"Для меня стало полной неожиданностью, что одна из изюминок закона - универсальная услуга - вдруг подверглась сомнению, хотя поначалу все с этим соглашались", - заявил после голосования депутат от "Единства" Максим Коробов. На следующей неделе рабочая группа соберется, скорее всего, в последний раз. После этого законопроект поступит уже в комитет по энергетике, транспорту и связи, для которого решения рабочей группы имеют рекомендательный характер. "До конца апреля мы надеемся пройти комитет и предложить Госдуме рассмотреть законопроект во втором чтении", - говорит Коробов.
Впрочем, и Минсвязи подготовила "оппозиционным" членам рабочей группы сюрприз. Антонюк прямо на заседании раздал свой вариант законопроекта, доработанный Минсвязи с учетом поправок и замечаний президента, назвав его "видением правительства". Маевский теперь собирается обратиться к премьер-министру с просьбой направить этот проект закона "О связи" в первое чтение, поскольку он существенно отличался от обсуждаемого депутатами.
Леонид Коник, Александр Борейко
газета "Ведомости",
10.04.03
www.vedomosti.ru