– Почему некоммерческое партнерство (НП) "Распространение
прессы", куда входит и ГК "Логос", было создано именно сейчас?
– Корректнее было бы констатировать факт, что НП было
формализовано именно сейчас. Но достаточно долгое время все вошедшие в него
распространительские структуры – "Роспечать", "ДМ-Пресс", "АиФ" и ГК "Логос" –
активно сотрудничали друг с другом, чтобы консолидированно решать общие проблемы
отрасли. Другое дело, что есть некоторые внешние факторы, которые подтолкнули
нас к юридическому оформлению нашего сотрудничества. Таких предпосылок
несколько: мы имеем созвучные цели, мы имеем аналогичные амбициозные планы и мы
имеем одинаково сильное положение на рынке.
– Было ли НП "Распространение прессы" создано
распространителями как противовес учрежденным издателями НП "Издательская
инициатива" и Союзу московских издателей?
– Конечно же нет. У нас нет никакого
желания создавать разного рода "балансы противовесов". У "Издательской
инициативы" сформулированы цели, в которых заинтересовано именно издательское
сообщество, исходя из анализа присущих им проблем. Они умеют профессионально
производить продукт, а мы его умеем профессионально продавать и формулируем наши
цели и задачи исходя из этого.
– Учредители НП "Распространение прессы" при его
создании объявили об увеличении точек, торгующих прессой в Москве, в три раза.
Какими способами это будет достигнуто?
– Честно говоря,
методы и способы нашего экстенсивного развития не должны быть всем известны. Но
цель по увеличению в три раза действующих в Москве точек, торгующих прессой,
действительно сформулирована, а тактика ее достижения определена. Одно можно
смело утверждать – что успех сегодня может быть гарантирован лишь в случае
консолидированного выступления нескольких авторитетных участников рынка. Один
сегодня в поле не воин.
– Что до сих пор мешает распространителям перейти на
договор комиссии в работе с издателями, которые считают его более
привлекательным, чем договор купли-продажи?
– Мы давно готовы
работать по договору комиссии. И нам кажется, что сами издатели не могут перейти
на работу по этой схеме. Издатели соглашаются с необходимостью договора
комиссии, но воз и ныне там, переходить на него они не торопятся. Значит,
кому-то это сегодня совсем не выгодно. Но это лишь моя субъективная оценка
происходящего.
– Насколько успешным оказался проект по созданию
супермаркетов прессы "Хорошие новости"? Издатели полагают, что это оптимальный
способ организации розничных точек, торгующих прессой. Насколько он выгоден
распространителям?
– Пока не очень. Объясню почему. Как я уже неоднократно
заявлял, у нас нет никаких преференций перед хот-догами, шаурмой и табаком. Мы
уже подумываем, а не продавать ли вместе с газетой в наших мини-маркетах прессы
кофе с бутербродами или той же шаурмой. Кстати, это не шутка: в той же Финляндии
все это прекрасно уживается вместе в их аналогичном формате под брэндом
"R-Kiosk". Главное – это не противоречит законам РФ. Надеемся, что в ближайшее
время сумеем преодолеть точку безубыточности с учетом того, что издатель нас
действительно поддерживает и помогает как может.
– Какие нерешенные вопросы существуют на сегодняшний
день между издателями и распространителями?
– Самое главное – это непонимание издателем в полной мере
вопросов затрат и ценообразования распространителя. Все остальное – локальные
проблемы. До тех пор пока издатель тщательно не разберется в нашей экономике, он
будет постоянно недоволен. Но, как показывает практика, издателю лучше создать
что-то свое, родное, вложиться по полной, а потом с горечью признавать, что,
мол, действительно, распространение – штука взрослая, денег стоит. Но полагаю,
что в последнее время благодаря сближению общественных организаций,
представляющих интересы двух сторон, АРПП и ГИПП, очень многое стало более
прозрачным.
– Издатели отмечают, что сети распространения прессы
в супермаркетах более прозрачны, чем киосковые. С чем это, по вашему мнению,
связано?
– С тем, что супермаркеты – это западное
капиталистическое ноу-хау. А там, как известно, не очень привечают беспорядок.
Все связано с учетом товара, который у "суперов" поставлен системно. Киоски
темнее, там нет контрольно-кассовых аппаратов, сканеров и роты секьюрити, там
нет сложной процедуры приемки... В супермаркете между поставщиком и ритейлом
только машинные методы передачи информации, товара и общения. А в киоске
продавец-бабушка контактирует с экспедитором-дедушкой, где на нос приходится по
двести долларов и безграничные возможности "левака". Эту ситуацию нужно как-то
решать, и думаю, что у нас это получится.
Интервью взяла Юлия
КУЛИКОВА