Национально
ориентированные издания могут играть большую роль в жизни диаспоры, поскольку, с
одной стороны, поддерживают ее связь с исторической родиной, а с другой,
рассказывают о событиях внутри общины или сообщества, говорящего на одном
языке.
По данным переписи населения 2002
г., в Москве проживает 10,383 млн. чел. Из них более миллиона составляют
различные этнические и национальные группы из России и ближнего зарубежья, для
которых русский язык не является родным. В этом сегменте населения
украиноязычная группа самая многочисленная - 2,4% от официально
зарегистрированных жителей Москвы. На втором и третьем месте по численности -
татары (1,6%) и армяне (1,2%). Далее, по нисходящей, идут азербайджанцы (96 тыс.
чел.), евреи (79 тыс. чел.), белорусы (59 тыс. чел.) и молдаване (37 тыс. чел.).
Кроме того, по данным правительства Москвы, ежегодно в столицу прибывает до 3
млн. чел., причем, не менее 600-800 тыс. чел. остаются здесь
жить.
Всего
временно проживающих в Москве из стран СНГ, по разным данным, от 800 тыс. до 4
млн. чел. Но даже если не учитывать гостей и нелегалов, то и объем занесенной в
реестры аудитории весьма внушителен. Издателями и распространителями этот рынок
практически не охвачен. Пресса на молдавском, украинском, армянском и других
языках, как правило, доставляется по внутренним каналам диаспор и реализуется на
встречах, национальных праздниках и т.д., то есть, не регулярно. Впрочем, надо
отметить, что все традиционные для Москвы диаспоры знают русский язык и потому
частично утоляют информационный голод, читая российские газеты и журналы.
Отдельно нужно сказать о национальных группах китайцев, вьетнамцев и африканцев.
У этих групп самые высокие темпы роста. Согласно отчету Института стран Азии и
Африки, количество столичных китайцев, например, достигает 300-400 тыс. чел.
(официально - 40 тыс. чел.). Для распространителя – это огромный невыработанный
ресурс. Хотя, разумеется, работа на этом рынке осложняется нелегальным
положением большинства людей из данной группы.
В гораздо
более привилегированном положении находятся постоянно проживающие в Москве
иностранцы из дальнего зарубежья, которых, по официальной статистике,
насчитывается около 6 тыс. чел. В реальности их, конечно, на порядок больше,
если учитывать приезжающих в гости, на учебу, или в туристических целях. Но все
равно эта аудитория, в сравнении с диаспорами с Кавказа и азиатских стран,
невелика.
Плюс данной
аудитории в том, что почти все входящие в нее люди говорят по-английски и могут
читать ведущие мировые издания, имеющие в Москве налаженные каналы доставки. По
данным аналитической службы ГК «Логос», к первой и самой активной группе
проживающих в Москве иностранцев из развитых капиталистических стран,
принадлежат молодые преподаватели языков - американцы, англичане, канадцы и
австралийцы. В основном, эти 400-500 чел. преподают в сетях официальных западных
колледжей. Ко второй группе относятся
менеджеры среднего возраста. Количество иностранцев в этой группе трудно
подсчитать, но именно они являются на данный момент самой многочисленной
категорией иностранцев в Москве. Преимущественно, это люди среднего возраста,
очень обеспеченные. В нашей столице они либо в длительных командировках, либо
налаживают деловые долгосрочные контакты, либо работают в российских компаниях.
Еще одна группа - постоянно проживающие
экспатрианты - англичане, американцы, ирландцы. Их несколько сотен, как
правило, они имеют в Москве свой бизнес, но, даже живя больше десяти лет, плохо
знают русский язык. Англоязычная пресса является для них наиболее важным
источником информации, как и для последней в этом ряду группы - иностранных
студентов.
Обслуживают
потребность обеспеченных иностранцев в зарубежной периодике несколько
операторов. Самыми крупными поставщиками иноязычной прессы являются АРЗИ (Агентство по распространению зарубежных
изданий) и «Международная книга»
(«МК-периодика»). Они доставляют издания только по подписке. Главным недостатком
такого типа доставки являются временные задержки. Другая компания,
«Информ-Курьер доставка», присылает потребителю прессу с курьером более
оперативно, но – в ограниченном ассортименте (всего 50 изданий).
Розничными продажами зарубежной прессы на территории Москвы занимаются
еще три организации. Крупнейший игрок на розничном рынке – компания «Press
Point». Она
распространяет издания, как в розницу, так и по подписке. Ассортимент (310
изданий в год) состоит из газет и журналов различных тематик, из восьми стран:
Великобритании, Германии, Франции, США, Италии, Испании, Швейцарии и
Японии.
Важное преимущество этой компании
в том, что некоторые доставляемые ею газеты печатаются в Санкт-Петербурге
раньше, чем в стране издания. Средняя стоимость изданий в сети «Press Point» - 3,5-5 у. е.
Торгует
зарубежной прессой и сеть книжных магазинов «Букбери». Здесь присутствуют только
журналы на английском языке. Есть также специализированный магазин по продаже
оригинальных журналов ведущих издательств Европы и Америки. Павильон расположен
в переходе под Савеловской эстакадой. Издания сюда поставляются по собственным
каналам в течение 1-2 недель со дня выхода.
Здесь важно
отметить, что ряд групп потребителей и вне розницы имеет полный доступ к
национальной прессе. В отдельных случаях ее в полном объеме поставляют в
организованном порядке напрямую из своей страны. Поставки финансируются
государством, либо торгпредствами и филиалами транснациональных корпораций,
расположенных в Москве.
На данный
момент спрос на издания на английском языке является самым большим по сравнению
с другими иностранными языками. Но в то же время издания на английском языке
доступны их обеспеченным потребителям, продаются во всех крупных торговых
центрах. Сложности с англоязычной прессой возникают только в связи с не всегда
оперативной доставкой. А вот издания, рассчитанные на крупные языковые группы,
диаспоры, приходят в Москву в недостаточном объеме. Удовлетворить этот спрос
вполне возможно, при наличии развитых сетей и инвестиционных
ресурсов.
Данила
Гаев