Ответ основных владельцев DJ, семьи Бэнкрофт, был предсказуем. “Не продается”, — объявили владельцы 64% голосующих акций. Бэнкрофты в этом бизнесе уже столетие, точнее, с 1902 г., когда основатель династии журналист Кларенс Бэррон купил компанию у ее основателей — Чарльза Доу и Эдварда Джоунза. Американские медиадинастии всегда с трудом расстаются с делом нескольких поколений, а тут еще и такой скандальный покупатель. Мердок славится вмешательством в редакционную жизнь, и отдать WSJ, всегда гордившуюся независимостью своих репортеров от внешнего диктата, такому владельцу — все равно что включить “Вестник Московской патриархии” в медиахолдинг Аркадия Гайдамака.
С точки зрения бизнеса поведение и Мердока, и Бэнкрофтов выглядит алогичным. Печатные СМИ в Америке переживают упадок — возможно, окончательный. Читатели и рекламодатели уходят в Интернет. По данным Американской газетной ассоциации, общий тираж газет, выходящих в будни, сократился за последние шесть месяцев более чем на 2%, а изданий выходных дней — на 3,1%. Это правда, что WSJ, в прошлом году увеличившая число подписчиков на печатную версию на 10%, смотрится на этом фоне молодцом. Не поспоришь и с тем, что аудитория газеты — самая качественная в мире: средний доход американского читателя WSJ — $191 000, среднее состояние — $2,1 млн. А таковых, между прочим, 1,7 млн. Сайт wsj.com — чемпион мира по количеству платных подписчиков (больше 800 000), другие издания и сервисы компании тоже активно “интернетизируются”. Вот только рынок это что-то не впечатлило: до того как стало известно о предложении Мердока, акции DJ застряли на уровне $35-36 за штуку (после объявления акции подскочили до $56, чуть-чуть не дотянув до $60, предложенных Мердоком). Видимо, инвесторы просто не верили, что компании удастся развить успех прошлого года, когда после четырех лет спада или стагнации финансовые показатели сдвинулись с мертвой точки.
Если упрямство Бэнкрофтов можно объяснить силой привычки, то чем объяснить кураж Мердока? Сам магнат утверждает, что контент, создаваемый лидером мировой финансовой журналистики, очень пригодится ему при запуске в Америке кабельного делового телеканала, который он планирует осуществить в этом году, и для расширения интернет-аудитории принадлежащей ему News Corp. Звучит не очень убедительно, если учесть, что главный новостной ресурс DJ — одноименное агентство новостей — связан контрактом с каналом CNBC до 2012 г. Словом, заработать эксклюзивной информации DJ путем более грамотной упаковки Мердоку вряд ли удастся. По крайней мере, так считает рынок: новость о возможной сделке вызвала падение котировок акций News Corp. на 4,2%. Но Мердока мнение биржи мало колышет. Такое впечатление, что его просто греет мысль стать владельцем “величайшей газеты в мире” и из медиамагната превратиться в медиаимператора.
А тем временем он протягивает оливковую ветвь акционерам DJ и журналистам. “Мы приходим не для того, чтобы сокращать расходы”, — сказал он The New York Times. Сладкой жизни редакции он не обещает, но тем, кто опасается его вмешательства в редакционную жизнь, советует посмотреть на лондонскую The Times: сколько было криков, когда News Corp. ее покупала, а как была газета качественной, так и осталась.
Все это слова и слова. Если ни у Мердока, ни у Бэнкрофтов нет задумок насчет того, как высвободить “спящую стоимость” DJ, то зря он так дорого за нее дает, а они зря отказываются.