Назад

Б.Гиллер, председатель Совета Директоров ИД «Провинция»: «Если бы я в 1998 году начал осуществлять планы, сейчас бы на рынке работал огромный медиахолдинг»

— Борис Абрамович, 9 сентября ИД «Провинция» открыл «ТМК» — свою первую типографию в Москве и восьмую по России. Каково ее значение для рынка в целом и как она повлияет на дальнейшее развитие ИД?

— Мне трудно сказать о ее влиянии на рынок в целом — это достаточно непредсказуемо. Сегодня на рынке полиграфических услуг, как мне кажется, наблюдается определенный дефицит печати газет, особенно в прайм-тайм, и спрос на них. Открыв типографию, мы попробуем этот спрос удовлетворить.
Как повлияет новая типография на судьбу издательского дома? Это два разных проекта, которые коммерчески не связаны между собой. Даже наши региональные газеты печатаются в наших типографиях на общих коммерческих основаниях. Более того, случается, наши газеты и типографии сорятся между собой, и газеты уходят печататься в чужие типографии с лучшими для них условиями. И я ни в коем случае не хочу нарушать нормальную коммерческую составляющую, делать преференции. ИД и типографии — это абсолютно отдельные проекты, существующие в рамках одной коммерческой структуры.

— Недавно «Пушкинская площадь» сообщила о том, что ее оборудование позволило «забрать» часть журналов у финских коллег. И хотя сегодня «ТМК» ориентирована только на печать газет, есть ли в планах подобное?

— Чтобы понять, «забрали» они что-то у финнов или нет, во-первых, надо сопоставить цены «Пушкинской площади» и цены, которые предоставляют финны. Мы сравнивали цены «ПП», «Алмаза», финской «Сканвеб» и питерской МДМ. На сегодняшний день, лучшие условия с учетом перевозки и прочего — у МДМ. Говорить о том, что кто-то у кого-то что-то «забрал», очень сложно.

В целом же выходить на журнальный рынок имеет смысл: общая сумма того, что печатается за рубежом, составляет 300-400 млн. долларов. Но сегодня издатели хотят упакованный журнал с вложением, им необходимо вложить в него диск, духи, карточки и т. д. У нас подобные услуги мало кто оказывает в отличие от заграничных коллег, готовых предоставить их в полном объеме. Поэтому, если создавать предприятие, ориентированное на печать журналов, то оно должно оказывать именно комплекс услуг.

Самая важная составляющая в стоимости услуг полиграфистов — стоимость бумаги. Стоимость рабочих рук, краски и прочего минимальна по сравнению бумагой. Финнам проще, чем нам — они имеют прямые договора с производителями бумаги, поэтому цены у них ниже. А мы будем проигрывать до тех пор, пока бумага будет производиться в Финляндии.

Поэтому, в первую очередь, надо создать условия для производства бумаги в России и свою бумажную базу.

— Входит ли в дальнейшие планы ИД «Провинция» открытие других типографий в столице?

— Я, возможно, открыл бы журнальную типографию в Москве, как девелоперский проект. Мне поступило подобное предложение. У нас замечательная команда. Мы сделали фантастическую, тяжелую работу — за 7 месяцев превратили склад в рабочую типографию. Жалко распускать людей: с ними можно построить, что угодно. Я, вообще, сторонник покупки хорошего подержанного оборудования — оно и дешевле, и быстрее окупается, и экономически выгоднее. Но найти именно хорошее, а не хлам — задача непростая. В 1994 году я приобрел первое подержанное оборудование в Америке для Казахстана. С тех пор мы все время работаем на рынке, поддерживаем постоянные отношения с поставщиками. Я думаю, что возможно построить в Москве относительно недорогую журнальную типографию на основе качественного подержанного оборудования, причем так, чтобы эта типография оказывала всевозможные услуги — не только по печати, но и по вложению и упаковке.

— Введена новая система тарификации почтовых услуг. Как это отразится на ценах изданий, принадлежащих «Провинции»?

— Почтовики за подписку возьмут больше денег, а значит, люди, для которых цена является приоритетной, и повышение на рубль-два ощутимым, откажутся читать. Таким образом, сократиться читательская аудитория всех газет, а не только ИД «Провинция». К сожалению, наш народ не богат. Когда я был маленький, в нашем доме присутствовало 6-7 газет — по интересам для каждого члена семьи. Сегодня средняя семья подписывается на одно, максимум два издания. Подписка должна быть нормальной альтернативой покупки в розницу, но у нас она превратилась в удовольствие для богатых, особенно в провинции. Я считаю, что монополия в любом деле вредна, а в деле доставки корреспонденции, почты, средств массовой информации тем более. Некоторые говорят, что в ситуацию должно вмешаться государство, а может быть, стоило бы приватизировать, создать коммерческие структуры. Хотя у нас имеются и обратные примеры, когда коммерческие структуры скупают киоски «Роспечати» и тоже превращаются в монополистов. Важно, не кому принадлежит структура, а сколько реальных игроков на рынке. Один умный человек когда-то мне говорил: один игрок на рынке — это монополия, два — это бандитское разделение рынка, а с трех начинается чистый конкурентный бизнес.

— Борис Абрамович, Вас многие обвиняют в проведении демпинговой политики, например, во время запуска «Курьера Беломорья» или «Ульяновского меридиана»…

— С того момента, как мы в 1994 году запустили свою первую газету, я это слышу постоянно. «МК», в частности, нас обвинял в этом. Раньше мы отвечали на подобные высказывания, аргументировали, на цифрах приводили примеры. Мы и сейчас готовы показать в цифрах, почем продают те, кто нас обвиняет.

В этом году мы трижды поднимали цены на свои издания. Когда издание приходит на рынок в Москве или в регионе, обычно какое-то количество газет или журналов раздается бесплатно. Как правило, мы бесплатно не раздаем, но делаем на рубль дешевле себестоимости, и постепенно доводим до нужной цены. По деньгам получается то же самое, что и при промо-акциях. Существует определенный срок, за который газета должна выйти на себестоимость производства, поэтому демпинга у нас не может быть по определению. Мы не ставим перед собой специальные политические или социальные задачи, которые бы нам позволяли снижать цены, чтобы донести какую-то мысль до аудитории — мы живем только от прибыли. Поэтому абсурдно было бы говорить, что постоянный демпинг является частью коммерческой политики ИД «Провинция».

— В 2003 году своего читателя нашли 7 изданий «Провинции», в 2004 году — 12, а в этом — всего одно — «Курьер Беломорья». Чем можно объяснить такую разницу?

— Во-первых, в России 89 субъектов Федерации, из них нам интересны около 60. Во-вторых, все финансовые и организационные силы «съели» типографии. Мы стараемся все делать сами. «Провинция» — очень компактный издательский дом, и брать людей на проект, а потом увольнять — не в наших правилах. Кроме того, во многих изданиях шел «ремонт». Газеты выросли, и некоторые сотрудники не успевают за этим ростом. И работа по «перенастройке» региональных редакций тоже отнимает силы.

В следующем году газет будет открыто больше, поскольку мы планируем открыть только три новых типографии. Плюс у нас уже на очереди есть три общефедеральных проекта. Мы запускаем газету бесплатных объявлений о недвижимости в регионах под названием «Ключ». В таком продукте есть потребность, да и эта ниша еще не занята, хотя есть сильные игроки, например, «Из рук в руки» . Почему бы не попробовать, тем более, наши типографии нам предоставляют большие возможности в цвете, графике выхода, идеях оформления.

Кроме того, будем запускать в регионах «ТВою газету». Сегодня эта телегазета выходит только в Брянске, Орле и Смоленске общим тиражом 30 тысяч экземпляров, а будет минимум 400 000. Потенциал у издания огромный, тем более, что конкуренты переходят на формат А4, а мы попробуем поработать в нише А3, которую они оставляют.

И последнее — в ноябре мы выпускаем обновленную газету «Виринею» на мелованной бумаге. Я думаю, в регионах она поспорит с  «Лизой» ИД «Бурда». Если даже в газетном варианте ее тираж сегодня 209 тысяч, то можно рассчитывать, что в новой журнальной версии он значительно возрастет. Для нашего регионального отдела реализации продать в каждом регионе по 20-30 тысяч «Виринеи» — не проблема.

— А вот вы сказали о трех типографиях…

— Мы планируем, кроме Москвы, открыть еще три типографии в регионах. В Саратове, к примеру, уже идет установка оборудования. Ищем другие подходящие места. А ситуация меняется каждый день. В Хабаровске купили здание, но пока мы его оформляли, местная типография приобрела еще одну машину. Нам придется уходить: рынок очень маленький, отрезанный от других регионов.

— В конце августа «Провинция» подала в суд на ИД «МК». Какие прогнозы?

— Мы подали в суд не на сам «МК», а на их франчайзеров. Один суд уже прошел. Какие могут быть прогнозы? Есть договор, сделана работа, счета не оплачены — суд всего лишь будет констатировать факт. Единственное, мне непонятно, как «МК» подбирает своих франчайзеров. В письме в  «Новостях СМИ» Лапик предупреждает: не платите деньги нашим франчайзерам, не печатайте их в долг. Странно, это же не бандформирование, а франчайзеры, которые на каждом углу кричат о своем брэнде, о своей состоятельности. Я бы очень переживал, если бы имя ИД «Провинция» было замешано в какой-то истории. В «МК» считают, что это вопросы хозяйственных субъектов. У нас разные понятия о бизнес-этике.

— Борис Абрамович, вы известны не только как издатель, но и как сценарист, продюсер. Как удается все успевать, совмещать?

— Удается, поскольку я сейчас кино не занимаюсь. Когда со своими детьми смотрю фильм «Сказка о потерянном времени», думаю, как было бы хорошо, если бы можно было купить время…

Пока у меня есть ИД «Провинция», пока есть газетный бизнес, делать то, что я люблю, то, что хочу, например, кино — нереально. Чтобы написать сценарий, надо на месяц выключиться из жизни. Кино снять — ровно год. Я не могу себе это позволить.

— Если бы было время, на какую тему был бы фильм?

— Столько разных планов, но это тема другого интервью…

— А на ТВ не хотите вернуться, у вас когда-то был канал…

— Нет, я не считаю себя профессионалом в этом деле. Да и в качестве кого? В качестве журналиста, уже поздно, наверное, да и смешно. А в качестве продюсера… Есть много людей, которые телевизионный бизнес знают намного лучше меня. А вот продюсировать большое кино хочу. И надеюсь, что еще буду.

— В одном из интервью Вы сказали, что политика не является вашей целью. Грядут выборы 2008 года, Вам принадлежат 48 изданий по всей России. Какую позицию будете занимать в этот период?

— Абсолютно никакой. Политика меня, подчеркиваю, принципиально не интересует. Политика не касается меня, а я не касаюсь политики. Когда в Казахстане нас втянули в политику, причем, не по нашей воле, результат был плачевный. То, что я там заработал, мне пришлось продать и уехать. Совершенно не хочу повторять в России этот опыт. У меня есть свои мысли об экономической свободе, о бизнесе, и я пойду на выборы и проголосую за того, кто мне нравится. А использование газет как инструмента и рычагов — это уже не бизнес. А я занимаюсь бизнесом, я делаю деньги. Но абсолютно точно: я никогда, ни за какие деньги, не буду сотрудничать с фашистами, с различными экстремистами. С остальными, если это в рамках конституции и закона, пожалуйста. Люди могут прийти, по закону купить у нас газетные площади и высказаться. В период прошлых выборов в наших газетах выступали «Единая Россия», «Яблоко», «СПС». Они официально платили в кассу, официально печатали свои материалы, на одной полосе — одни, на другой — другие. Таким образом, мы дали людям возможность познакомиться с точками зрения различных партий, а нам за это еще и платили. А что может быть лучше? Чистый бизнес.

— Борис Абрамович, в этом году Вы стали лауреатом премии «Медиа-Менеджер России-2005». Что для вас значит эта награда?

— Любая награда — это вопрос ее авторитета. Сначала, на мой взгляд, это была тусовка. У меня были вопросы к Джемиру Дегтяренко (генеральный директор ИД «МедиаХауз», главный редактор журнала «Новости СМИ», председатель оргкомитета премии «Медиа-Менеджер России» — МА.) о том, насколько прозрачно выдвижение, награждение и т. д. Может быть, поэтому и получил. (Смеется). Я шучу. Джемир создал нужный и полезный журнал для медиасообщества. Другое дело, что, по моему мнению, он должен быть полностью дотационным, в нем не должны быть завязаны чьи-то интересы, чтобы никакая структура не могла влиять на его содержание. Я бы дал на этот журнал деньги, чтобы люди собирали информацию, которая была бы нам полезна и объективно отражала реальность. Сегодня, к сожалению, я не хочу обидеть Джемира, журнал в какой-то степени зависим от рекламодателей. Когда в «Новостях СМИ» напечатали, что «МК» зависим от Лужкова, «МК» объявил, что разрывает с ними всякие отношения. В нормальной ситуации, журнал должен был бы сказать: «Да чихать мы хотели — МК, КП, Провинция — не важно, мы зеркало!». Пресса должна быть зеркалом. Если про нас напечатают что-то неприятное и это будет правдой, я скажу, что надо исправлять свои недостатки.

Так вот, когда журнал будет независимым, то и премия, будет для меня важнее, чем любой «Оскар».

А еще: очень много лауреатов… К концу церемонии уже никто не слышит, кого и за что награждают… Это снижает градус. Но я не критикую. Джемир Дегтяренко делает большое и нужное дело, честь и хвала ему за это. Я бы не взялся за него, для этого нужны огромные силы и время.

— Вы довольны результатами 11-летней работы Издательского Дома, или может быть, есть мысли, что можно было бы сделать больше?

— Конечно, не доволен. Много было сделано ошибок, лучше меня их никто не знает. Очень жалею, что упустил время. В 1998 году, когда я приехал сюда, в Москву, у меня были точно такие же идеи, что в рамках одного холдинга могут быть типографии, газеты и ТВ. Тогда в регионах можно было построить типографии, открыть газеты и купить телестанции. Если бы я в 1998 году начал осуществлять планы, то сейчас бы на рынке работал огромный медиахолдинг. Но я не смог найти тогда деньги, не смог убедить, попросить (я, вообще, не умею просить!). Поэтому мы развивались поступательно, шаг за шагом. Если бы начали в 1998 году, то к 2000 году я бы уже сделал то, что сейчас имеется. Пять лет пропущено — очень жалко…

Светлана КРАВЦОВА

Читайте также

все новости