— Недавно «Пушкинская
площадь»
сообщила о том, что ее оборудование позволило «забрать» часть журналов
у финских коллег. И хотя сегодня «ТМК» ориентирована только
на печать газет, есть ли в планах подобное?
— Чтобы понять, «забрали»
они что-то у финнов или нет, во-первых, надо сопоставить цены «Пушкинской
площади» и цены, которые предоставляют финны. Мы сравнивали цены «ПП»,
«Алмаза», финской «Сканвеб» и питерской МДМ. На сегодняшний день,
лучшие условия с учетом перевозки и прочего — у МДМ.
Говорить о том, что кто-то у кого-то что-то «забрал», очень
сложно.
В целом же выходить на журнальный рынок
имеет смысл:
общая сумма того, что печатается за рубежом, составляет 300-400 млн.
долларов. Но сегодня издатели хотят упакованный журнал с вложением,
им необходимо вложить в него диск, духи, карточки и т. д.
У нас подобные услуги мало кто оказывает в отличие от заграничных
коллег, готовых предоставить их в полном объеме. Поэтому, если
создавать предприятие, ориентированное на печать журналов, то оно
должно оказывать именно комплекс услуг.
Самая важная составляющая в стоимости услуг полиграфистов — стоимость бумаги. Стоимость рабочих
рук, краски и прочего минимальна по сравнению бумагой. Финнам проще,
чем нам — они имеют прямые договора с производителями бумаги, поэтому
цены у них ниже. А мы будем проигрывать до тех пор, пока
бумага будет производиться в Финляндии.
Поэтому, в первую очередь, надо создать условия для производства бумаги
в России и свою бумажную базу.
—
Входит ли в дальнейшие планы ИД «Провинция» открытие других
типографий в столице?
— Я, возможно, открыл бы журнальную типографию
в Москве, как девелоперский проект. Мне поступило подобное предложение.
У нас замечательная команда. Мы сделали
фантастическую, тяжелую работу — за 7 месяцев превратили склад
в рабочую типографию. Жалко распускать людей: с ними можно построить,
что угодно. Я, вообще, сторонник покупки хорошего подержанного
оборудования — оно и дешевле, и быстрее окупается,
и экономически выгоднее. Но найти именно хорошее,
а не хлам — задача непростая. В 1994 году
я приобрел первое подержанное оборудование в Америке для Казахстана.
С тех пор мы все время работаем на рынке, поддерживаем постоянные
отношения с поставщиками. Я думаю, что возможно построить
в Москве относительно недорогую журнальную типографию на основе
качественного подержанного оборудования, причем так, чтобы эта типография оказывала всевозможные услуги — не только по печати, но и по вложению
и упаковке.
— Введена новая система
тарификации почтовых услуг. Как это отразится на ценах изданий,
принадлежащих «Провинции»?
— Почтовики за подписку возьмут больше денег,
а значит, люди, для которых цена является приоритетной, и повышение
на рубль-два ощутимым, откажутся
читать. Таким образом, сократиться читательская аудитория всех газет,
а не только ИД «Провинция». К сожалению, наш народ
не богат. Когда я был маленький, в нашем доме присутствовало
6-7 газет — по интересам для каждого члена семьи. Сегодня средняя
семья подписывается на одно, максимум два издания. Подписка должна быть
нормальной альтернативой покупки в розницу, но у нас она
превратилась в удовольствие для богатых, особенно в провинции.
Я считаю, что монополия в любом деле вредна, а в деле
доставки корреспонденции, почты, средств массовой информации тем более.
Некоторые говорят, что в ситуацию должно вмешаться государство,
а может быть, стоило бы приватизировать, создать коммерческие
структуры. Хотя у нас имеются и обратные примеры, когда коммерческие
структуры скупают киоски «Роспечати» и тоже превращаются
в монополистов. Важно, не кому принадлежит структура, а сколько
реальных игроков на рынке. Один умный человек когда-то мне говорил: один
игрок на рынке — это монополия, два — это бандитское разделение
рынка, а с трех начинается чистый конкурентный бизнес.
— Борис Абрамович, Вас многие
обвиняют в проведении демпинговой политики, например, во время запуска
«Курьера Беломорья» или «Ульяновского меридиана»…
— С того момента, как
мы в 1994 году запустили свою первую газету, я это слышу
постоянно. «МК», в частности, нас обвинял в этом. Раньше
мы отвечали на подобные высказывания, аргументировали, на цифрах
приводили примеры. Мы и сейчас готовы показать в цифрах, почем
продают те, кто нас обвиняет.
В этом году
мы трижды поднимали цены на свои издания. Когда издание приходит
на рынок в Москве или в регионе,
обычно какое-то количество газет или журналов раздается бесплатно. Как правило,
мы бесплатно не раздаем, но делаем на рубль дешевле
себестоимости, и постепенно доводим до нужной цены. По деньгам
получается то же самое, что и при промо-акциях. Существует
определенный срок, за который газета должна выйти на себестоимость
производства, поэтому демпинга у нас не может быть
по определению. Мы не ставим перед собой специальные политические
или социальные задачи, которые бы нам позволяли снижать цены, чтобы донести
какую-то мысль до аудитории — мы живем только от прибыли.
Поэтому абсурдно было бы говорить, что постоянный демпинг является частью
коммерческой политики ИД «Провинция».
— В 2003 году
своего читателя нашли 7 изданий «Провинции», в 2004 году — 12,
а в этом — всего одно — «Курьер Беломорья». Чем можно
объяснить такую разницу?
— Во-первых, в России 89 субъектов
Федерации, из них нам интересны
около 60. Во-вторых, все финансовые и организационные силы «съели»
типографии. Мы стараемся все делать сами. «Провинция» — очень
компактный издательский дом, и брать людей на проект, а потом
увольнять — не в наших правилах. Кроме того, во многих
изданиях шел «ремонт». Газеты выросли, и некоторые сотрудники
не успевают за этим ростом. И работа по «перенастройке»
региональных редакций тоже отнимает силы.
В следующем году газет будет
открыто больше, поскольку мы планируем открыть только три новых типографии. Плюс у нас
уже на очереди есть три общефедеральных проекта. Мы запускаем газету
бесплатных объявлений о недвижимости в регионах под названием «Ключ».
В таком продукте есть потребность, да и эта ниша еще
не занята, хотя есть сильные игроки, например, «Из рук в руки» .
Почему бы не попробовать, тем более, наши типографии нам предоставляют
большие возможности в цвете, графике выхода, идеях оформления.
Кроме того,
будем запускать в регионах «ТВою газету».
Сегодня эта телегазета выходит только в Брянске, Орле и Смоленске
общим тиражом 30 тысяч экземпляров, а будет минимум 400 000.
Потенциал у издания огромный, тем более, что конкуренты переходят
на формат А4, а мы попробуем поработать в нише А3, которую
они оставляют.
И последнее —
в ноябре мы выпускаем обновленную газету «Виринею» на мелованной бумаге.
Я думаю, в регионах она поспорит с «Лизой»
ИД «Бурда». Если даже в газетном варианте ее тираж сегодня
209 тысяч, то можно рассчитывать, что в новой журнальной версии
он значительно возрастет. Для нашего регионального отдела реализации
продать в каждом регионе по 20-30 тысяч «Виринеи» —
не проблема.
— А вот вы сказали
о трех типографиях…
— Мы планируем, кроме Москвы, открыть еще три типографии в регионах.
В Саратове, к примеру, уже идет установка оборудования. Ищем другие
подходящие места. А ситуация меняется каждый день. В Хабаровске купили
здание, но пока мы его оформляли, местная типография приобрела еще
одну машину. Нам придется уходить: рынок очень маленький, отрезанный
от других регионов.
— В конце августа
«Провинция» подала в суд на ИД «МК». Какие
прогнозы?
— Мы подали в суд
не на сам «МК», а на их франчайзеров. Один суд уже
прошел. Какие могут быть
прогнозы? Есть договор, сделана работа, счета не оплачены — суд всего
лишь будет констатировать факт. Единственное, мне непонятно, как «МК» подбирает
своих франчайзеров. В письме в «Новостях СМИ»
Лапик предупреждает: не платите деньги нашим франчайзерам,
не печатайте их в долг. Странно, это же
не бандформирование, а франчайзеры, которые на каждом углу кричат
о своем брэнде, о своей состоятельности. Я бы очень переживал,
если бы имя ИД «Провинция» было замешано в какой-то истории.
В «МК» считают, что это вопросы хозяйственных субъектов. У нас разные
понятия о бизнес-этике.
— Борис Абрамович,
вы известны не только как издатель, но и как сценарист,
продюсер. Как удается все успевать, совмещать?
— Удается, поскольку я сейчас кино не занимаюсь. Когда со своими детьми
смотрю фильм «Сказка о потерянном времени», думаю, как было бы хорошо,
если бы можно было купить время…
Пока
у меня есть ИД «Провинция», пока есть
газетный бизнес, делать то, что я люблю, то, что хочу, например,
кино — нереально. Чтобы написать сценарий, надо на месяц выключиться
из жизни. Кино снять — ровно год. Я не могу себе это
позволить.
— Если бы было время,
на какую тему был бы фильм?
— Столько разных планов, но это тема другого
интервью…
— А на ТВ не
хотите вернуться, у вас когда-то был канал…
— Нет, я не считаю себя профессионалом
в этом деле.
Да и в качестве кого? В качестве журналиста, уже поздно,
наверное, да и смешно. А в качестве продюсера… Есть много
людей, которые телевизионный бизнес знают намного лучше меня. А вот
продюсировать большое кино хочу. И надеюсь, что еще буду.
— В одном из интервью Вы сказали, что политика
не является вашей целью. Грядут выборы 2008 года, Вам принадлежат
48 изданий по всей России. Какую позицию будете занимать в этот
период?
—
Абсолютно никакой. Политика меня, подчеркиваю, принципиально не интересует.
Политика не касается меня, а я не касаюсь политики. Когда
в Казахстане нас втянули в политику, причем, не по нашей воле, результат был плачевный.
То, что я там заработал, мне пришлось продать и уехать. Совершенно
не хочу повторять в России этот опыт. У меня есть свои мысли
об экономической свободе, о бизнесе, и я пойду
на выборы и проголосую за того, кто мне нравится.
А использование газет как инструмента и рычагов — это уже
не бизнес. А я занимаюсь бизнесом, я делаю деньги.
Но абсолютно точно: я никогда, ни за какие деньги,
не буду сотрудничать с фашистами, с различными экстремистами.
С остальными, если это в рамках конституции и закона, пожалуйста.
Люди могут прийти, по закону купить у нас газетные площади
и высказаться. В период прошлых выборов в наших газетах выступали
«Единая Россия», «Яблоко», «СПС». Они официально платили
в кассу, официально печатали свои материалы, на одной
полосе — одни, на другой — другие. Таким образом,
мы дали людям возможность познакомиться с точками зрения различных партий, а нам за это
еще и платили. А что может быть лучше? Чистый бизнес.
— Борис Абрамович, в этом
году Вы стали лауреатом премии «Медиа-Менеджер России-2005». Что для вас
значит эта награда?
— Любая награда — это вопрос
ее авторитета. Сначала, на мой взгляд, это была тусовка. У меня
были вопросы к Джемиру Дегтяренко (генеральный директор
ИД «МедиаХауз», главный редактор журнала «Новости СМИ», председатель
оргкомитета премии «Медиа-Менеджер России» — МА.) о том, насколько
прозрачно выдвижение, награждение и т. д. Может быть, поэтому
и получил. (Смеется). Я шучу. Джемир создал нужный и полезный
журнал для медиасообщества. Другое дело, что, по моему мнению,
он должен быть полностью дотационным, в нем не должны быть
завязаны чьи-то интересы, чтобы никакая структура не могла влиять
на его содержание. Я бы дал на этот журнал деньги, чтобы люди
собирали информацию, которая была бы нам полезна и объективно отражала
реальность. Сегодня, к сожалению, я не хочу обидеть Джемира,
журнал в какой-то степени зависим от рекламодателей. Когда
в «Новостях СМИ» напечатали, что «МК» зависим от Лужкова, «МК»
объявил, что разрывает с ними всякие отношения. В нормальной ситуации,
журнал должен был бы сказать: «Да чихать мы хотели — МК, КП,
Провинция — не важно, мы зеркало!». Пресса должна быть зеркалом.
Если про нас напечатают что-то неприятное и это будет правдой,
я скажу, что надо исправлять свои недостатки.
Так вот, когда журнал будет независимым, то и премия, будет для меня
важнее, чем любой «Оскар».
А еще: очень много лауреатов…
К концу церемонии уже никто не слышит, кого и за что
награждают… Это снижает градус. Но я не критикую. Джемир
Дегтяренко делает большое и нужное дело, честь и хвала ему
за это. Я бы не взялся за него, для этого нужны огромные
силы и время.
— Вы довольны результатами
11-летней работы Издательского Дома, или может быть, есть мысли, что можно
было бы сделать больше?
— Конечно, не доволен. Много было сделано
ошибок, лучше меня их никто не знает. Очень жалею, что упустил время.
В 1998 году, когда
я приехал сюда, в Москву, у меня были точно такие же идеи,
что в рамках одного холдинга могут быть типографии, газеты и ТВ. Тогда
в регионах можно было построить типографии, открыть газеты и купить
телестанции. Если бы я в 1998 году начал осуществлять планы,
то сейчас бы на рынке работал огромный медиахолдинг.
Но я не смог найти тогда деньги, не смог убедить, попросить
(я, вообще, не умею просить!). Поэтому мы развивались поступательно,
шаг за шагом. Если бы начали в 1998 году,
то к 2000 году я бы уже сделал то, что сейчас имеется. Пять
лет пропущено — очень жалко…
Светлана КРАВЦОВА