Докладывавший на правительстве поправки в
антимонопольное законодательство глава ФАС Игорь Артемьев основной упор сделал
на проблемах малого и среднего бизнеса, который больше всего страдает от
неравных конкурентных условий. «Почти 95% бизнесменов сталкиваются с произволом
монополий и вынуждены либо ограничивать, либо приостанавливать свою
деятельность. Сейчас малый бизнес с одной стороны не может вести борьбу с
монополиями, а с другой стороны - с ФГУПами, которые пользуются преференциями от
властей»,- заявил глава ФАС.
Несмотря на ряд замечаний
отраслевых министерств новая редакция Закона о конкуренции были в целом
одобрена. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях решено
доработать до 1 марта.
Если предложенные ФАС поправки будут приняты, то
крупный бизнес может быть подвергнут крайне жестким штрафам. В первую очередь
ФАС предлагает резко повысить штрафы для монополистов, уличенных в картельном
сговоре. Если сейчас максимальный штраф за это нарушение не может превышать 5
тыс. (МРОТ), то с принятием поправок он может возрасти до 8% от годового оборота
фирмы-нарушителя. Для не занимающих доминирующего положения на рынке игроков
штраф будет меньше - от 2% до 4% годового оборота.
По информации «Бизнеса»,
именно эти предложения вызвали наибольшее раздражение у ряда министерств,
которые до 1 марта наверняка предпримут попытку если их не заблокировать, то по
крайней мере смягчить.
Не исключено, что в антимонопольном законодательстве
появится такое понятие как коллективное доминирование. По словам Игоря
Артемьева, его появление облегчит разоблачение монополистов, так как сейчас, без
этого понятия, доказать наличие картельного сговора в суде бывает крайне сложно.
Коллективным доминированием будут считаться действия компаний, которые
одновременно устанавливают монопольно высокие цены, при условии, что их доля на
рынке составляет более 35%.
Согласно еще одному нововведению, при
осуществлении контроля приобретения прав на акции в хозяйственных обществах
предлагается сохранить порядок, при котором разрешение ФАС требуется лишь в
отношении тех сделок, в результате которых у приобретателя впервые возникает
право распоряжаться блокирующим пакетом акций, контрольным пакетом акций, а
также пакетом акций в 75%.
Эксперты предложения ФАС поддерживают. «Однако с
применением закона на практике могут возникнуть трудности, потому что факт
сговора между монополистами надо еще доказать. Зачастую компании договариваются
без сделок, просто глядя друг на друга. В законе следовало бы прописать право
государства контролировать цены, как, например, в Германии: в случае чрезмерного
повышения цен государство может сразу же вернуть их на приемлемый уровень до
выяснения отношений. У нас судебные разбирательства длятся годами, а за это
время монополисты продолжают злоупотреблять своим положением»,- говорит
руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Индивидуальный
предприниматель Георгий Комаров уверен, что малый бизнес страдает больше от
чиновников, чем от крупных монополистов. «Чиновники, идя на поводу у крупного
бизнеса, сами способствуют развитию монополизма, в том числе принимая для этого
необходимые законы. Этот закон не разрушает связь чиновника с монополистом,
поэтому сейчас трудно сказать, насколько он будет эффективным. Ведь у нарушителя
всегда есть возможность откупиться и не платить крупный штраф - важна не
величина устанавливаемого штрафа, а его неотвратимость».